Словарь античности

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. В отли­чие от иудей­ских пре­сле­до­ва­ний, кото­рые име­ли рели­ги­оз­ную осно­ву (бого­хуль­ство), целью гоне­ния на хри­сти­ан в Риме было не подав­ле­ние рели­гии, а под­дер­жа­ние обще­ст­вен­но­го поряд­ка и охра­на рим­ско­го государ­ст­вен­но­го куль­та. В 1 в. хри­сти­ане, веро­ят­но, нахо­ди­лись под защи­той при­ви­ле­гий, кото­рые пола­га­лись евре­ям. Пер­во­на­чаль­но про­ис­хо­ди­ли лишь мест­ные гоне­ния; из них наи­бо­лее извест­ны гоне­ния на хри­сти­ан при Нероне (64) в Риме и при Доми­ци­ане в Риме и Малой Азии. Во 2 в. после обме­на пись­ма­ми меж­ду Пли­ни­ем Млад­шим и импе­ра­то­ром Тра­я­ном (111—113) при­над­леж­ность к хри­сти­ан­ству запре­ща­лась под стра­хом нака­за­ния, хотя хри­сти­ане спе­ци­аль­но не пре­сле­до­ва­лись. Намест­ни­ки и маги­ст­ра­ты мог­ли дей­ст­во­вать по сво­е­му усмот­ре­нию. Обособ­ле­ние хри­сти­ан и таин­ст­вен­ность их обрядов вызы­ва­ла сре­ди насе­ле­ния враж­деб­ность и подо­зри­тель­ность. К это­му вре­ме­ни отно­сят­ся преж­де все­го пре­сле­до­ва­ния в Антио­хии и Вифи­нии при Тра­яне и в Лионе и Виенне (177). Тем вре­ме­нем хри­сти­ан­ская цер­ковь ста­но­ви­лась все более важ­ным идео­ло­ги­че­ским и поли­ти­че­ским фак­то­ром в государ­стве, поэто­му Сеп­ти­мий Север зако­ном 201 запре­тил пере­ход в иуда­изм и хри­сти­ан­ство. Импе­ра­то­ры доби­ва­лись в 3 в. н. э. идео­ло­ги­че­ской спло­чен­но­сти в целях борь­бы с обост­рив­шим­ся кри­зи­сом импе­рии (обес­пе­че­ние мило­сти богов через государ­ст­вен­ный культ). Пре­тен­зии на рели­ги­оз­ную исклю­чи­тель­ность при­ве­ли к отка­зу хри­сти­ан от импе­ра­тор­ско­го куль­та, что дало повод клей­мить их как вра­гов государ­ства. Пре­сле­до­ва­ния ста­ли более широ­ки­ми при Деции (250—251); Вале­ри­ане (257—258); выс­шей точ­ки они достиг­ли при Дио­кле­ти­ане и Гале­рии (303—313). Тем не менее цер­ковь успе­ла окреп­нуть настоль­ко, что отправ­ле­ние еди­но­го государ­ст­вен­но­го куль­та ста­ло невоз­мож­ным. В 313 хри­сти­ан­ство было при­зна­но в т. н. Милан­ском эдик­те о рели­ги­оз­ной тер­пи­мо­сти в каче­стве рав­но­прав­ной рели­гии и вско­ре ста­ло государ­ст­вен­ной и гос­под­ст­ву­ю­щей рели­ги­ей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИПАРИС • ЭЙРЕСИОНА • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПОХА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА