ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. В отличие от иудейских преследований, которые имели религиозную основу (богохульство), целью гонения на христиан в Риме было не подавление религии, а поддержание общественного порядка и охрана римского государственного культа. В 1 в. христиане, вероятно, находились под защитой привилегий, которые полагались евреям. Первоначально происходили лишь местные гонения; из них наиболее известны гонения на христиан при Нероне (64) в Риме и при Домициане в Риме и Малой Азии. Во 2 в. после обмена письмами между Плинием Младшим и императором Траяном (111—113) принадлежность к христианству запрещалась под страхом наказания, хотя христиане специально не преследовались. Наместники и магистраты могли действовать по своему усмотрению. Обособление христиан и таинственность их обрядов вызывала среди населения враждебность и подозрительность. К этому времени относятся прежде всего преследования в Антиохии и Вифинии при Траяне и в Лионе и Виенне (177). Тем временем христианская церковь становилась все более важным идеологическим и политическим фактором в государстве, поэтому Септимий Север законом 201 запретил переход в иудаизм и христианство. Императоры добивались в 3 в. н. э. идеологической сплоченности в целях борьбы с обострившимся кризисом империи (обеспечение милости богов через государственный культ). Претензии на религиозную исключительность привели к отказу христиан от императорского культа, что дало повод клеймить их как врагов государства. Преследования стали более широкими при Деции (250—251); Валериане (257—258); высшей точки они достигли при Диоклетиане и Галерии (303—313). Тем не менее церковь успела окрепнуть настолько, что отправление единого государственного культа стало невозможным. В 313 христианство было признано в т. н. Миланском эдикте о религиозной терпимости в качестве равноправной религии и вскоре стало государственной и господствующей религией.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.