Словарь античности

ГОРАЦИЙ Флакк Квинт, (лат. Ho­ra­tius Flac­cus), род. 08.12.65 до н. э. в Вену­зии (Апу­лия), ум. 27.11.8 до н. э. в Риме, рим­ский поэт. Сын воль­ноот­пу­щен­ни­ка (сбор­щи­ка нало­гов), полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние в Риме и Афи­нах, где он позна­ко­мил­ся с гре­че­ской лите­ра­ту­рой, фило­со­фи­ей и искус­ст­вом. В граж­дан­ской войне Гора­ций при­ни­мал уча­стие как воен­ный три­бун. Он высту­пал на сто­роне рес­пуб­ли­кан­цев в бит­ве при Филип­пах (42 до н. э.). В 44 до н. э. был убит Цезарь (в резуль­та­те заго­во­ра рес­пуб­ли­кан­цев). После кон­фис­ка­ций его вла­де­ний в поль­зу без­зе­мель­ных вете­ра­нов Гора­ций зара­ба­ты­вал сред­ства к суще­ст­во­ва­нию на государ­ст­вен­ной служ­бе в каче­стве пис­ца. Для его настро­е­ния были харак­тер­ны разо­ча­ро­ва­ние и пес­си­мизм. Сочи­нял эпо­ды, назы­вае­мые так­же ямба­ми, в кото­рых гово­ри­лось о про­шлом (про­дол­жи­тель­ной граж­дан­ской войне), выра­жа­лось отча­я­ние и отре­че­ние от дей­ст­ви­тель­но­сти (при­гла­ше­ние к путе­ше­ст­вию на ост­ро­ва Бла­жен­ных), но в этих про­из­веде­ни­ях замет­но так­же созна­ние ответ­ст­вен­но­сти за судь­бы обще­ства (при­зыв к согла­сию и миру). Его иде­ал в боль­шин­стве типич­ных тро­га­тель­ных эпо­дов — Архи­лох. В 38 до н. э. Вер­ги­лий пред­ста­вил Гора­ция Меце­на­ту. При­няв в дар от Меце­на­та сабин­ское поме­стье, Гора­ций полу­чил воз­мож­ность без­за­бот­но посвя­тить себя поэ­зии. С Меце­на­том Гора­ция свя­зы­ва­ла длив­ша­я­ся до самой смер­ти друж­ба. С улуч­ше­ни­ем мате­ри­аль­но­го поло­же­ния Гора­ция и бла­го­да­ря его бли­зо­сти к Меце­на­ту и Окта­виа­ну, став­ше­му позд­нее импе­ра­то­ром Авгу­стом, посте­пен­но меня­лась его жиз­нен­ная пози­ция. Он при­шел к при­зна­нию обра­зо­вав­шей­ся монар­хии. Меж­ду 41 и 30 до н. э. Гора­ций пишет 2 кни­ги сатир гекза­мет­ром, назван­ных «Ser­mo­nes» («Беседы»). Вслед за Луци­ли­ем, не делая ост­рых выпа­дов, но доста­точ­но кри­тич­но и само­кри­тич­но, с так­том и созна­ни­ем спра­вед­ли­во­сти, он под­ни­ма­ет соци­аль­ные и фило­соф­ские вопро­сы, рису­ет чело­ве­че­ские сла­бо­сти и пре­врат­но­сти судь­бы, пока­зав себя наблюда­тель­ным масте­ром, даю­щим ост­ро­ум­ные харак­те­ри­сти­ки и глу­бо­кое изо­бра­же­ние ситу­а­ций. С 20 по 13 до н. э. появи­лись 2 кни­ги Гора­ция «Epis­tu­lae» («Посла­ния»), напи­сан­ные гекза­мет­ром, в кото­рых обсуж­да­ют­ся такие темы, как само­вос­пи­та­ние, фило­со­фия жиз­ни. Зна­ме­ни­тое посла­ние «Ars poe­ti­ca» («Искус­ство поэ­зии») каса­ет­ся сущ­но­сти и задач поэ­ти­че­ско­го искус­ства. В 4 кни­гах од, назван­ных «Car­mi­na» («Пес­ни»), — кни­ги 1-3-я были опуб­ли­ко­ва­ны в 23 до н. э., кни­га 4-я появи­лась в 17—13 до н. э. — Гора­ций позна­ко­мил чита­те­лей Рима с эолий­ски­ми пес­ня­ми Алкея и Сап­фо. В высо­ко­худо­же­ст­вен­ных сти­хотво­ре­ни­ях вос­пе­ва­ют­ся любовь, общи­тель­ность и друж­ба, поэ­зия и мир богов. Мно­гие из этих сти­хотво­ре­ний, в осо­бен­но­сти т. н. рим­ские оды 3-й кни­ги, «Car­men sae­cu­la­re» («Тор­же­ст­вен­ная песнь по слу­чаю празд­но­ва­ния секу­ля­ров 17 года») и сти­хи 4-й кни­ги, про­слав­ля­ют импе­ра­то­ра Авгу­ста, его семью и поли­ти­ку. Одна­ко пред­ло­жен­ную ему долж­ность при импе­ра­то­ре Гора­ций не при­нял, т. к. он хотел оста­вать­ся неза­ви­си­мым. Рас­ту­щее бла­го­со­сто­я­ние и рас­цвет Рим­ской импе­рии при Авгу­сте сде­ла­ли Гора­ция сто­рон­ни­ком импе­ра­то­ра. Сти­хотво­ре­ния Гора­ция отра­жа­ют его отход от нео­те­ри­ков и их обра­за жиз­ни, свиде­тель­ст­ву­ют о созна­нии ответ­ст­вен­но­сти поэта в каче­стве про­фес­сио­наль­но­го пред­ста­ви­те­ля, учи­те­ля и настав­ни­ка сво­его наро­да. Про­из­веде­ния поэта, по кото­рым вско­ре ста­ли учить детей в шко­лах, цели­ком сохра­ни­лись. Точ­ность и искус­ство сло­ва, глу­би­на и образ­ность сти­хов Гора­ция сде­ла­ли его поэ­зию образ­цом лири­че­ских тво­ре­ний в Евро­пе. Про­из­веде­ния Гора­ция пере­веде­ны на язы­ки всех наро­дов мира.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Гораций на вилле.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1877 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА