ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Является древнейшей в Европе. Греки создали множество литературных форм и жанров, которые под греческими названиями стали образцом для всей европейской литературы (трагедия, комедия, эпос, лирика). Они заложили основы для большинства научных дисциплин (философии, филологии, естествознания, медицины, музыки). Древняя высокая культура Востока сыграла при этом немаловажную роль в качестве побуждающего стимула.
Период с древнейших времен до Персидских войн (примерно до 480 до н. э.). Древнейшая поэзия (рабочие песни, гимны богам, лирические стихи, декламируемые в радости и печали, повествовательные стихи о богах и героях) не сохранилась. Вершиной ранней эпической поэзии являются «Илиада» и «Одиссея», которые связываются с именем Гомера (8 в. до н. э.). Они являлись венцом эпических традиций, длительное время сохранявшихся бродячими декламаторами (рапсодами). Эпос Гомера — аристократическая поэзия. Все другие виды эпоса, позднее сведенные в т. н. эпический цикл (круг), утрачены, не считая отдельных фрагментов. Они включали легендарные сказания о Фивах и особенно о Трое. Ок. 700 до н. э. жил Гесиод, первый поэт Европы, который писал о своей судьбе. Из героического эпоса он заимствовал гекзаметр для своих крестьянских и теогонических поучительных стихов, сделав его традиционным для дидактической поэзии. В 7 и 6 вв. до н. э. Каллин, Тиртей, Солон и Феогнид в поэтической форме призывали сограждан к совместным действиям, привлекали их внимание к насущным проблемам своего времени, например к социальной борьбе между классами. О личных чувствах и судьбе писали Архилох, Мимнерм, Гиппонакт, Семонид, Анакреонт. Центром лирики в узком смысле слова стал остров Лесбос, представителями мелической поэзии (melos — песня в сопровождении лиры) были Алкей и Сапфо (ок. 600 до н. э.). Хоровое пение было особенно развито у дорийцев (Алкман в Спарте, Стесихор и эпизодически Вакхилид на острове Сицилия). Высшего художественного уровня достигла лирика Пиндара. Ионийские греки в Малой Азии внесли решающий вклад в развитие как поэзии, так и прозы. Расширение географических познаний, экономический расцвет и восприимчивость ко всему новому привели в малоазиатской Ионии к развитию науки (Фалес, Гекатей из Милета). Иония заложила основы развития философии (ионическая натурфилософия). Древнейшие писатели-историки, т. н. логографы, занимались в том числе местной историей, насыщенной мифографией и рассказами.
От Персидских войн до потери независимости (480—
Эллинистический период (338—
Греция под римским господством (со 168 до н. э. до византийского времени). После покорения Греции Римом началось интенсивное проникновение греческого культурного богатства в пределы римского государства. Побежденные греки стали учителями победителей; греческие писатели часто переселялись в Рим. Афины и Родос оставались центрами философии и риторики. Удовлетворению духовной потребности широких слоев населения в чтении служила проза в форме бесед (Лукиан), басен (Бабрий) и т. н. пойкилографии (пестрого писательства). Это основанное в начале 2 в. до н. э. Фаворином направление объединило в себе интересные культурно-исторические и естественнонаучные заметки (Афеней, Элиан). Народные романы (приключенческие или любовные) отражали жизнь низших слоев народа в реалистическом или романтическом духе и пользовались большой популярностью (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахилл Татий); Лонг соединил в своем произведении форму романа с пастушеской поэзией. Риторика по-прежнему влияла на все литературные жанры. Возникший во 2 в. до н. э. аттицизм, который в противовес разговорному койнэ и азианизму перешел к классическому аттическому наречию, во времена Адриана, почитателя греческой культуры, перерос в архаизм. Подобно софистике, в классическую эпоху способствовавшей общему образованию, со 2 в. н. э. со сходными претензиями выступила т. н. вторая софистика, основанная на риторике. Софисты переходили из одной местности в другую в качестве странствующих ораторов (преимущественно выступая на празднествах) и воспитывали молодежь (Дион Хризостом, Герод Аттик, Элий Аристид, Либаний). Историческая наука этого периода славилась своими знаменитостями. Современную историю писали Полибий, Иосиф Флавий, Диодор (всемирная история); к римской истории обратились Дионисий Галикарнасский, Аппиан и Дион Кассий. Исторический труд Арриана — важнейший источник сведений о походах Александра Македонского. Естествознание развивалось благодаря трудам Страбона в области географии и этнографии, Павсания — в области истории культуры и искусства. Клавдий Птолемей обобщил астрономические знания, медицине посвятил себя Диоскурид (в особенности изучению лекарственных веществ). Гален обобщил в своем труде достижения медицинской науки. Обобщающими были также труды по грамматике и языкознанию (Дидим, Гесихий). Значительное влияние на развитие философии оказывали представители средней Стои — Панэций и Посидоний. Плутарх и Эпиктет распространяли философское богатство мысли в своих популярных этических сочинениях. Неоплатонизм, оформленный Плотином, в значительной мере воздействовал на возникающую христианскую философию. Со 2 в. распространяется христианская литература, т. к., появилась необходимость защищать эту религию в апологетических сочинениях. Одновременно христианские церковные деятели были вынуждены включиться в дискуссию по проблемам языческой философии. Они приняли формы нехристианской литературы и поставили ее на службу своим целям (Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, Василий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). Литература, написанная на греческом языке в последующие времена вплоть до 1453, называется византийской, с 1453 по настоящее время — новогреческой.