Словарь античности

ГРЕЧЕСКАЯ НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, созда­ва­лась частью на т. н. чистом язы­ке (кафа­ре­ву­са), ори­ен­ти­ро­ван­ном на древ­не­гре­че­ский, частью — на раз­го­вор­ном (народ­ном, или демо­ти­че­ском язы­ке). Ситу­а­ция дву­язы­чия в совре­мен­ной гре­че­ской лите­ра­ту­ре усту­пи­ла место пре­об­ла­да­нию народ­но­го язы­ка. Силь­ное вли­я­ние народ­но­го гре­че­ско­го язы­ка ска­за­лось уже в лите­ра­ту­ре позд­не­ви­зан­тий­ско­го пери­о­да: исто­ри­че­ская и «интим­ная» эле­гия, геро­и­че­ский эпос, сати­ри­че­ский живот­ный эпос, рыцар­ский роман, испы­тав­ший запад­но­ев­ро­пей­ско­го воздей­ст­вия (см. Визан­тий­ская лите­ра­ту­ра). В пери­од турец­ко­го фео­даль­но­го ига, отра­зив­ше­го­ся и на духов­ной жиз­ни гре­че­ско­го наро­да, Кон­стан­ти­но­поль­ская пат­ри­ар­хия, адми­ни­ст­ра­тив­ный центр стра­ны, пре­вра­ти­лась в неле­галь­ное сре­дото­чие всех пат­рио­ти­че­ски настро­ен­ных сил. Цен­тра­ми гре­че­ской куль­ту­ры ста­ли основ­ные италь­ян­ские ран­не­бур­жу­аз­ные горо­да-государ­ства. На 16—17 вв. при­хо­дит­ся рас­цвет лите­ра­ту­ры (сти­хотвор­ный эпос, дра­ма­тур­гия — под вли­я­ни­ем италь­ян­ской комедии) на ост­ро­ве Крит, нахо­див­шем­ся до 1669 под вла­стью Вене­ции. Народ­ные пес­ни (осо­бен­но 18 в.), про­слав­ля­ю­щие «клеф­тов» (бор­цов за нацио­наль­ное осво­бож­де­ние), про­из­веде­ния гре­че­ских про­све­ти­те­лей, вооду­шев­лен­ных иде­я­ми Фран­цуз­ской рево­лю­ции (Д. Соло­мос, 1797—1857, автор нацио­наль­но­го гим­на Гре­ции), духов­но под­готав­ли­ва­ли обще­ство к осво­бож­де­нию от турец­ко­го вла­ды­че­ства (1821). После корот­ко­го спа­да пат­рио­ти­че­ских настро­е­ний в кон­це 19 в. вновь насту­пил подъ­ем, во мно­гом обу­слов­лен­ный лите­ра­тур­ной дея­тель­но­стью И. Пси­ха­ри­са (1854—1929, науч­ные труды, худо­же­ст­вен­ная про­за на народ­ном язы­ке) и К. Пала­ма­са (1859—1943, поэ­зия на народ­ном язы­ке), открыв­ших новый, про­грес­сив­ный этап в раз­ви­тии гре­че­ской лите­ра­ту­ры. В про­зе, изо­бра­жаю­щей жизнь трудо­во­го наро­да, нача­ли утвер­ждать­ся прин­ци­пы кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма (А. Папа­диа­ман­тис, 1851—1911). Пер­вым писа­те­лем Гре­ции, обра­тив­шим­ся к соци­аль­ным вопро­сам, стал К. Тео­то­кис (1872—1923). Обост­ре­ние клас­со­вых про­ти­во­ре­чий после пер­вой миро­вой вой­ны ска­за­лось и на лите­ра­ту­ре: откры­то реак­ци­он­но­му лаге­рю про­ти­во­сто­я­ли писа­те­ли, при­дер­жи­вав­ши­е­ся соци­а­ли­сти­че­ских убеж­де­ний, — К. Вар­на­лис (1884—1974). Совре­мен­ная лите­ра­ту­ра, кото­рую оду­хотво­ря­ют соци­а­ли­сти­че­ские иде­а­лы, пред­став­ле­на име­на­ми Г. Казан­дза­ки (1886—1962), Е. Алек­сиу, поэтов С. Мав­ро­ди-Папа­да­ки (род. 1905), Я. Рицо­са (род. 1909). К чис­лу про­грес­сив­ных бур­жу­аз­ных писа­те­лей при­над­ле­жат Н. Казан­дза­кис (1883—1957), С. Мири­ви­лис (1892—1969), К. Поли­тис (род. 1897), И. Венедис (род. 1904), А. Сике­ли­а­нос (1884—1951), поэты Г. Сефе­рис (1900—1971), О. Эли­тис (род. 1911).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИТАЛАМИЙ • ЭНКИКЛИЯ • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДИАЛЕКТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА