CÚRIA (КУ́РИЯ), одновременно означает подразделение римского народа и место собраний такого подразделения. Предлагались различные этимологии этого слова, самой убедительной из них выглядит та, что связывает его с сабинским словом quiris или curis (отсюда у сабинян прозвище Юноны — Curitis (Куритида)).
Каждая из трех триб Ромула — рамны, тиции и луцеры — делилась на 10 курий, так что вся совокупность народа (populus), то есть, патрициев, делилась на 30 курий (Liv. I. 13; Dionys. II. 7, 23; Plut. Rom. 19.) Плебеи не имели к куриям никакого отношения, а клиенты патрициев являлись членами курий только в пассивном смысле (Fest. p. 285, ed. Müller; ср. PATRICII, GENS). Все члены различных родов, принадлежавших к одной курии, по отношению друг к другу назывались куриалами (curiales). В наиболее ранний период римской истории подразделение на курии имело огромное политическое значение, ибо только курии содержали в себе настоящих граждан и только их собрание являлось законным представительством всего народа [COMITIA CURIATA], от которого исходили все остальные полномочия. Конечно, сенаторы и всадники выбирались из их числа; но их важность была особенно очевидной в религиозных делах государства. Каждая курия, как сообщество, имела свои собственные священнодействия (Fest. pp. 174, 245; Paul. Diac. p. 49, ed. Müller), и кроме государственных богов, курии почитали иных божеств и совершали особые ритуалы и церемонии. Для этих религиозных целей каждая курия имела собственное место культа, также называвшееся «курией», которое вначале могло состоять только из алтаря, затем стало святилищем (sacellum) и, наконец, зданием, где куриалы собирались для обсуждения политических, финансовых, религиозных и иных вопросов (Paul. Diac. pp. 62, 64; Dionys. II. 50). Религиозные дела каждой курии находились в ведении жреца — куриона (curio), которому помогал другой жрец — куриальный фламин (curialis Flamen) (Paul. Diac. pp. 49, 64; Varro, De L. L. V. 83, VI. 46; Dionys. II. 21; ср. CURIO.) Каждая из тридцати курий имела особое название; сообщается, что эти названия происходили от имен сабинянок, похищенных римлянами; хотя очевидно, что некоторые из курий получили имена от определенных районов или древних героев-эпонимов. Известны лишь немногие из этих названий, такие как Титиева (Titia), Фавкиева (Faucia), Калабрская (Calabra), Фориенская (Foriensis), Раптская (Rapta), Велиенская (Veliensis), Тифатская (Tifata) курии (Paul. Diac. pp. 49, 366; Fest. p. 174; Liv. I 13; Dionys. II. 47; Cic. De Re Publ. II. 8). Политическое значение курий снижалось по мере того, как росло политическое значение плебеев и затем нобилитета; но они продолжали выполнять религиозные обряды своего сообщества до того времени, когда, в конце концов, эти обряды тоже утратили важность и были преданы почти полному забвению (Ov. Fast. II. 527, &c.).
Слово «курия» использовалось также для обозначения места заседаний сената, например: курия Гостилия, курия Юлия, курия Марцелла, курия Помпея, курия Октавии, — а отсюда постепенно возник обычай называть курией сам сенат в италийских городах, но никогда — римский сенат. Официальная резиденция салиев, посвященная Марсу, тоже называлась курией (Cic. de Div. I. 17; Dionys. XIV. 5; Plut. Camill. 32; ср. Backer, Handb. der Röm. Alterth. vol. II. part I. p. 31, &c.).