У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.

CÚRIA (КУ́РИЯ), одно­вре­мен­но озна­ча­ет под­разде­ле­ние рим­ско­го наро­да и место собра­ний тако­го под­разде­ле­ния. Пред­ла­га­лись раз­лич­ные эти­мо­ло­гии это­го сло­ва, самой убеди­тель­ной из них выглядит та, что свя­зы­ва­ет его с сабин­ским сло­вом qui­ris или cu­ris (отсюда у саби­нян про­зви­ще Юно­ны — Cu­ri­tis (Кури­ти­да)).

Каж­дая из трех триб Рому­ла — рам­ны, тиции и луце­ры — дели­лась на 10 курий, так что вся сово­куп­ность наро­да (po­pu­lus), то есть, пат­ри­ци­ев, дели­лась на 30 курий (Liv. I. 13; Dio­nys. II. 7, 23; Plut. Rom. 19.) Пле­беи не име­ли к кури­ям ника­ко­го отно­ше­ния, а кли­ен­ты пат­ри­ци­ев явля­лись чле­на­ми курий толь­ко в пас­сив­ном смыс­ле (Fest. p. 285, ed. Mül­ler; ср. PAT­RI­CII, GENS). Все чле­ны раз­лич­ных родов, при­над­ле­жав­ших к одной курии, по отно­ше­нию друг к дру­гу назы­ва­лись кури­а­ла­ми (cu­ria­les). В наи­бо­лее ран­ний пери­од рим­ской исто­рии под­разде­ле­ние на курии име­ло огром­ное поли­ти­че­ское зна­че­ние, ибо толь­ко курии содер­жа­ли в себе насто­я­щих граж­дан и толь­ко их собра­ние явля­лось закон­ным пред­ста­ви­тель­ст­вом все­го наро­да [COMI­TIA CU­RIA­TA], от кото­ро­го исхо­ди­ли все осталь­ные пол­но­мо­чия. Конеч­но, сена­то­ры и всад­ни­ки выби­ра­лись из их чис­ла; но их важ­ность была осо­бен­но оче­вид­ной в рели­ги­оз­ных делах государ­ства. Каж­дая курия, как сооб­ще­ство, име­ла свои соб­ст­вен­ные свя­щен­но­дей­ст­вия (Fest. pp. 174, 245; Paul. Diac. p. 49, ed. Mül­ler), и кро­ме государ­ст­вен­ных богов, курии почи­та­ли иных божеств и совер­ша­ли осо­бые риту­а­лы и цере­мо­нии. Для этих рели­ги­оз­ных целей каж­дая курия име­ла соб­ст­вен­ное место куль­та, так­же назы­вав­ше­е­ся «кури­ей», кото­рое вна­ча­ле мог­ло состо­ять толь­ко из алта­ря, затем ста­ло свя­ти­ли­щем (sa­cel­lum) и, нако­нец, зда­ни­ем, где кури­а­лы соби­ра­лись для обсуж­де­ния поли­ти­че­ских, финан­со­вых, рели­ги­оз­ных и иных вопро­сов (Paul. Diac. pp. 62, 64; Dio­nys. II. 50). Рели­ги­оз­ные дела каж­дой курии нахо­ди­лись в веде­нии жре­ца — кури­о­на (cu­rio), кото­ро­му помо­гал дру­гой жрец — кури­аль­ный фла­мин (cu­ria­lis Fla­men) (Paul. Diac. pp. 49, 64; Var­ro, De L. L. V. 83, VI. 46; Dio­nys. II. 21; ср. CURIO.) Каж­дая из трид­ца­ти курий име­ла осо­бое назва­ние; сооб­ща­ет­ся, что эти назва­ния про­ис­хо­ди­ли от имен саби­ня­нок, похи­щен­ных рим­ля­на­ми; хотя оче­вид­но, что неко­то­рые из курий полу­чи­ли име­на от опре­де­лен­ных рай­о­нов или древ­них геро­ев-эпо­ни­мов. Извест­ны лишь немно­гие из этих назва­ний, такие как Тити­е­ва (Ti­tia), Фав­ки­е­ва (Fau­cia), Калабр­ская (Ca­lab­ra), Фори­ен­ская (Fo­rien­sis), Рапт­ская (Rap­ta), Вели­ен­ская (Ve­lien­sis), Тифат­ская (Ti­fa­ta) курии (Paul. Diac. pp. 49, 366; Fest. p. 174; Liv. I 13; Dio­nys. II. 47; Cic. De Re Publ. II. 8). Поли­ти­че­ское зна­че­ние курий сни­жа­лось по мере того, как рос­ло поли­ти­че­ское зна­че­ние пле­бе­ев и затем ноби­ли­те­та; но они про­дол­жа­ли выпол­нять рели­ги­оз­ные обряды сво­его сооб­ще­ства до того вре­ме­ни, когда, в кон­це кон­цов, эти обряды тоже утра­ти­ли важ­ность и были пре­да­ны почти пол­но­му забве­нию (Ov. Fast. II. 527, &c.).

Сло­во «курия» исполь­зо­ва­лось так­же для обо­зна­че­ния места заседа­ний сена­та, напри­мер: курия Гости­лия, курия Юлия, курия Мар­цел­ла, курия Пом­пея, курия Окта­вии, — а отсюда посте­пен­но воз­ник обы­чай назы­вать кури­ей сам сенат в ита­лий­ских горо­дах, но нико­гда — рим­ский сенат. Офи­ци­аль­ная рези­ден­ция сали­ев, посвя­щен­ная Мар­су, тоже назы­ва­лась кури­ей (Cic. de Div. I. 17; Dio­nys. XIV. 5; Plut. Ca­mill. 32; ср. Backer, Handb. der Röm. Al­terth. vol. II. part I. p. 31, &c.).

Лео­нард Шмитц

См. также:
КУРИЯ (Словарь античности)
КУРИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
См. по теме: ДОНАЦИЯ • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Интерьер курии Юлия во время заседания сената. Реконструкция.
Рисунок из книги П. Конноли, 1998 г.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Бронзовые ворота Курии Юлия
Наружная сторона.
I в. до н. э.
Рим, Церковь Сан-Джованни-ин-Латерано.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Бронзовые ворота Курии Юлия.
Ручки внутренней стороны.
I в. до н. э.
Рим, Церковь Сан-Джованни-ин-Латерано.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Территория Комиция перед Юлиевой курией накануне раскопок в 2009 г.

Рим, Римский Форум.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Учреждение алиментов Траяном.
Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
Мрамор. 98—117 гг.
Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Эмилия, курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Курия Юлия.

Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА