Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АБА́К

Abăcus, ἄβαξ, ἀβά­κιον, назы­ва­ет­ся вся­кий для осо­бен­но­го употреб­ле­ния пред­на­зна­чае­мый стол; так у рим­лян, в осо­бен­но­сти стол о трех ногах, на кото­ром во вре­мя обеда или толь­ко напо­каз выстав­ля­лась золотая и сереб­ря­ная посуда — поста­вец для посуды (Cic. Verr. 2, 4, 16. 25. Plin. 37, 2, 6). Дос­ка тако­го сто­ла была по боль­шей части мра­мор­ная, ино­гда сереб­ря­ная, реже из дере­ва cit­rus, из кле­но­во­го или кед­ро­во­го дере­ва; фор­ма ее обык­но­вен­но была четы­рех­уголь­ная, реже круг­лая, ино­гда с воз­вы­шен­ны­ми вокруг кра­я­ми; нож­ка дела­лась из сло­но­вой кости или доро­гой делос­ской брон­зы. — Сло­вом aba­ci обо­зна­ча­ют­ся так­же глад­кие поля в искус­ст­вен­ной мра­мор­ной обли­цов­ке стен (Plin. 33, 56. Cic. Vitr. 7, 3, 10), ино­гда и пест­рые поля моза­ич­ных полов (ἀβα­κίσ­κος); затем — дос­ки (Suet. Ne­ro 22), на кото­рых игра­ли камеш­ка­ми или костя­ми (alea), кро­ме того — так назы­вае­мые пифа­го­ро­вы сто­лы, усы­пав­ши­е­ся пес­ком или мукою, для мате­ма­ти­че­ских вычис­ле­ний и чер­те­жей (Pers. 1. 131); нако­нец, aba­cus назы­ва­лась пли­та (обык­но­вен­но четы­рех­сто­рон­няя), покры­вав­шая свер­ху колон­ну и нахо­див­ша­я­ся непо­сред­ст­вен­но под архит­ра­вом (Vitr. 4, 1). См. Co­lum­na.

См. также:
АБАК (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 1.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФИППИЙ • ДАМОСИЯ • КУРИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Римский ручной абак (реконструкция).
2. ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Рим.
Римская счетная доска (абак).
Бронза.
II в. н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 244—249 гг.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS AVGG. II — Либералитас (Щедрость), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, держит абак в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
3. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 174—175 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. GERM. TR. P. XXIX — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: LIBERAL. AVG. VI IMP. VII COS. III — Щедрость (Liberalitas), в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит вверх абак (abacus) в правой руке и рог изобилия — в левой.
4. Сестерций, медь
Марк Аврелий
Рим, 161 г.
АВЕРС: IMP. CAES. M. AVREL. ANTONINVS AVG. P. M. — бюст Марка Аврелия, с обнаженной головой, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIB. AVGVSTOR. TR. P. XV COS. III — Марк Аврелий и Луций Вер, в тогах, сидят влево на курульных креслах на платформе; перед ними — служитель, в тоге, стоит влево, держит абак в правой руке и розгу — в левой; у основания платформы — гражданин, в тоге, стоит вправо, протягивает руку (?).
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА