Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АБДЕ́РА

Abdēra, τὰ Ἄβδη­ρα,

1) город во Фра­кии, к восто­ку от устья Неста; по пре­да­нию, осно­ван Герак­лом в память о его любим­це Абде­ре (Ἄβδη­ρος), разо­рван­ном коня­ми Дио­меда, Apol­lod. 2, 5, 8, 4; а по изве­сти­ям исто­ри­ков, осно­ва­ние горо­ду поло­же­но Тиме­си­ем Кла­зо­мен­ским, бежав­шим от нена­ви­сти сво­их сограж­дан, в ол. 31, 1 (656 г. до Р. Х.). Толь­ко что воз­ник­шее посе­ле­ние было раз­ру­ше­но фра­кий­ца­ми, а затем, в 543 г., вновь вос­ста­нов­ле­но на том же месте граж­да­на­ми Тео­са, бежав­ши­ми сюда от пора­бо­ще­ния, кото­рым гро­зил им Гар­паг, пол­ко­во­дец Кира (Hdt. 1, 168); таким обра­зом, впо­след­ст­вии абде­ри­ты Про­та­гор и фило­соф Гека­тей пря­мо мог­ли назы­вать­ся тео­с­ца­ми. Но уже после бит­вы при Ладе и взя­тия Миле­та город дол­жен был под­чи­нить­ся пер­сам и, как им под­власт­ный, уго­щал Ксерк­са с его вой­ском; впо­след­ст­вии радуш­ный при­ем, ока­зан­ный спа­сав­ше­му­ся бег­ст­вом из Евро­пы вла­сте­ли­ну, доста­вил горо­ду бога­тые подар­ки. Hdt. 7, 109. 126. 8, 120. После­дую­щие победы элли­нов осво­бо­ди­ли и Абде­ру, о кото­рой потом неод­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся как о союз­ни­це афи­нян и одном из могу­ще­ст­вен­ней­ших горо­дов той обла­сти. Diod. Sic. 13, 72. В ол. 101, 1 (в 376 г. до Р. Х.) втор­же­ни­я­ми сосед­них три­бал­лов могу­ще­ству Абде­ры нане­сен был смер­тель­ный удар, и в 343 г. она всту­пи­ла в Македон­ский союз как незна­чи­тель­ный город. В позд­ней­шие вре­ме­на Абде­ра поль­зо­ва­лась неза­ви­си­мо­стью (188 г., см. Liv. 38, 41), сохра­ни­ла свою сво­бо­ду и после жесто­ко­го раз­гро­ма, про­из­веден­но­го пре­то­ром Гор­тен­зи­ем (18 лет спу­стя, Liv. 43, 4). Она суще­ст­во­ва­ла и в сред­ние века под име­нем Поли­сти­ли; ныне же на ее раз­ва­ли­нах не суще­ст­ву­ет ника­ко­го ново­го посе­ле­ния. Каким обра­зом Абде­ра, из кото­рой, кро­ме ука­зан­ных зна­ме­ни­тых людей, про­ис­хо­дил еще «смеш­ли­вый» (γε­λασῖ­νος) фило­соф Демо­крит, с тече­ни­ем вре­ме­ни при­об­ре­ла печаль­ную извест­ность горо­да глуп­цов, нель­зя точ­но опре­де­лить. Судя по неко­то­рым местам у Цице­ро­на (ad Att. 4, 16, 6. 7, 7, 4. n. d. 1, 43), мож­но думать, что с име­нем Абде­ры соеди­ни­лось, преж­де все­го, пред­став­ле­ние о такой общине, в кото­рой одно и то же дело сооб­раз­но лич­ным целям и впе­чат­ле­ни­ям мину­ты реша­ет­ся раз­лич­но, без твер­дых пра­вил, с край­ней непо­сле­до­ва­тель­но­стью. Позд­ней­шие, напр. Juv. 10, 48 (pat­ria ver­ve­cum) и врач Гален, объ­яс­ня­ют тупо­умие абде­ри­тов кли­ма­ти­че­ски­ми вли­я­ни­я­ми. Ср. K. F. Her­mann, ge­sam­mel­te Abhdlgn, стр. 90—111. 370;

2) город в His­pa­nia Bae­ti­ca, осно­ван­ный фини­ки­я­на­ми, меж­ду Мала­гой и Кар­фа­ге­ном; ныне Адра. Strab. 3, 157.

См. также:
АБДЕР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
АБДЕРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 1—2.
См. по теме: ЭЛЕВСИН, ЕЛЕВСИН • ЭПОРЕДИЯ, ЕПОРЕДИЯ • ЭРЕТРИЯ, ЕРЕТРИЯ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА