ЭРА́РИИ (AERÁRII) — класс римских граждан, которые, как сообщается, не входили в тридцать триб, учрежденных Сервием Туллием. Однако один из сложнейших вопросов римской конституции — это определение того, кем они были, ибо все упоминания о них относятся только к праву цензоров понижать гражданина в статусе за дурное поведение путем исключения его из трибы и перевода в эрарии, но мы нигде не встречаем определения эрария. Псевдо-Асконий (ad Cic. divin. in Caecil. p. 103, ed. Orelli) сообщает, что плебея можно было понизить в статусе, переведя его в tabulae Caeritum (церетанские списки) и сделав эрарием. Ошибка в этом утверждении состоит в том, что не только плебей, но и сенатор, и всадник тоже могли стать эрариями, тогда как для плебея не было иного наказания, кроме превращения в эрария. Из псевдо-Аскония мы заключаем, во-первых, что перевод чьего-либо имени в списки церитов равнозначен превращению его в эрария; во-вторых, что эрарий более не принадлежал к центурии; и, в-третьих, что он должен был платить трибут в ином порядке, чем прочие граждане. Эти с.23 утверждения подтверждаются Круквием, комментатором Горация (Epist. I. 6. 62), и Геллием (XVI. 13). Если строго придерживаться того, что нам известно, то нельзя принять мнение, будто эрарии состояли из ремесленников и вольноотпущенников (Niebuhr, Hist. of Rome, vol. I p. 472), ибо согласно Сервиевой конституции некоторые ремесленники занимали весьма достойное положение; однако существовали определенные занятия, особенно розничная торговля (caupones, κάπηλοι), которые считались унизительными и осуществлялись обычно изополитами, проживавшими в Риме, и численность этого класса лиц (municipes, граждане муниципий, или cives sine suffragio, граждане без прав голоса) могла быть весьма велика. Предположительно, эти люди и были эрариями — конечно, не из-за своего рода занятий, но из-за того, что являлись гражданами, не имевшими права голоса. Таким образом, цериты, вероятно, составляли исходную совокупность эрариев; и любой римский гражданин, виновный в наказуемом цензорами проступке, мог быть понижен до статуса эрария, так что его гражданские права приостанавливались, по крайней мере, на то время, пока он оставался эрарием. Но нельзя предполагать, будто сам факт занятия торговлей влек за собой такое понижение статуса римского гражданина, ибо, несомненно, все лица, входившие в городские трибы (tribus urbanae), в большей или меньшей степени были заняты в торговле и коммерции. Поэтому перевод человека из сельской трибы в городскую не мог быть равнозначен превращению его в эрария (Cic. pro Cluent. 43); последнее происходило лишь в том случае, если его исключали из всех триб или если он исходно принадлежал к городской трибе — тогда исключение человека из его трибы было равнозначно исключению его из всех триб. Лица, объявленные infames (опороченными) тоже становились эрариями, ибо теряли jus honorum (право занимать почетные должности) и suffragium (право голоса) (Augustin. de Civ. Dei, II. 13; Cic. pro Cluent. 42). Два вышеназванных схолиаста согласны в том, что эрарии должны были платить подушную подать (tributum pro capite); этот налог был значительно выше, чем у прочих граждан, что можно заключить из Ливия (IV. 24), который утверждает, что Эмилия Мамерка перевели в эрарии, обложив восьмикратной податью (octuplicato censu). Им не дозволялось служить в легионах, тем не менее они пользовались защитой государства, поэтому столь высокое налогообложение нельзя считать несправедливым.
Высказывалось мнение, что вольноотпущенники как таковые принадлежали к классу эрариев, но оно основано на ошибочном утверждении Плутарха (Poplic. 7), будто до времен Аппия Клавдия вольноотпущенники не имели права голоса, однако Дионисий (IV. 22) сообщает, что Сервий Туллий включил их в городские трибы (cf. Zonaras, VII. 9; Huschke, Verfassung des Serv. Tull. p. 494, &c.; Göttling, Gesch. der Röm. Staatsverf. p. 260, &c.; Becker, Handbuch der Röm. Alterth. vol. II pp. 183—