Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АХЕЛО́Й

Achelōus, Ἀχελῷος (преж­де буд­то бы Θόας, Ἄξε­νος, Θέσ­τιος), ныне Аспро­пота­мо, наи­боль­шая из рек Гре­ции (Il. 21, 194), в 26 миль дли­ной. Выте­кая из север­ной части Пин­да, назы­вае­мой Лак­мон, Ахе­лой стре­ми­тель­но несет свои про­зрач­ные воды на юг, где состав­ля­ет гра­ни­цу меж­ду Это­ли­ей и Акар­на­ни­ей, и по пло­до­род­ным рав­ни­нам дости­га­ет Иони­че­ско­го моря. Его устье пони­же Ойни­ад издав­на под­вер­га­лось боль­шим изме­не­ни­ям (Thuc. 2, 102) и полу­чи­ло извест­ность в народ­ных ска­за­ни­ях, осо­бен­но бла­го­да­ря тому, что вслед­ст­вие его нано­сов Ехи­над­ские ост­ро­ва посте­пен­но сли­ва­лись с мате­ри­ком (Ov. met. 8, 547 слл.). В народ­ных ска­за­ни­ях река эта назы­ва­ет­ся сыном Оке­а­на и Тефии (Τη­θύς), κρείων Ἀχε­λώιος (Hom. Il. 21, 194), стар­шим из 3000 бра­тьев-рек, He­siod. theog. 340. Как водя­ной бог, обла­даю­щий спо­соб­но­стью пре­вра­ще­ния, он в трех раз­лич­ных видах сра­жал­ся с Герак­лом из-за Дей­а­ни­ры, доче­ри царя этоль­ско­го Ойнея (Soph. Trach. 10 слл.), при­чем, при­няв вид быка, Ахе­лой лишил­ся одно­го из сво­их рогов (Ov. met. 8, 883 и особ. 9, 1—100), кото­рый Наяды напол­ни­ли цве­та­ми и сде­ла­ли рогом изоби­лия (cor­nu co­piae, 9, 1 сл.). Объ­яс­не­ние этих мифов, ука­зы­ваю­щих на пло­до­ро­дие долин, по кото­рым река про­те­ка­ет, на суже­ние и осы­ха­ние ее рус­ла, дает уже Стра­бон (10, 450). Ахе­лой был вооб­ще свя­щен­ной рекой для всей Гре­ции и как бы прото­ти­пом рек и ручьев, поче­му Еври­пид (Bacch. 514 сл.) назы­ва­ет Ахе­лой отцом бео­тий­ско­го источ­ни­ка Дир­ки. Уже в древ­ней­шие вре­ме­на Ахе­лой поль­зо­вал­ся осо­бым почи­та­ни­ем вслед­ст­вие бли­зо­сти к Додон­ско­му ора­ку­лу, к каж­до­му про­ри­ца­нию кото­ро­го при­со­еди­ня­лось, гово­рят, при­ка­за­ние при­не­сти жерт­ву Ахе­лою. Поэто­му Ахе­лой при­зы­ва­ли при жерт­вах, молит­вах и клят­вах и поэто­му же, веро­ят­но, не толь­ко яви­лись тож­де­ст­вен­ные назва­ния рек в Фес­са­лии и Арка­дии, но у поэтов и в ора­куль­ских изре­че­ни­ях назва­ние Ахе­лой употреб­ля­лось вполне как нари­ца­тель­ное имя (см. Eur. Bacch. 620). Ахе­лой был отцом Сирен.

См. также:
АХЕЛОЙ (Словарь античности)
АХЕЛОЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 8.
См. по теме: ДЕДАЛА • ЭРИМАНФ, ЕРИМАНФ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Геркулес, укрощающий Критского быка. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер: ручка с волютой и медальоном с изображением этойлийкого речного божества Ахелоя, окаймленная извивающейся змеей.
Бронза.
330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
3. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Ожерелье с подвеской в форме головы Ахелоя.
Золото. Чеканка, филигрань и грануляция.
Ок. 480 г. до н. э.
Париж, Лувр.
4. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Ожерелье с подвеской в форме головы Ахелоя. Деталь.
Золото. Чеканка, филигрань и грануляция.
Ок. 480 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Подвеска с головой Ахелоя.
Золото.
Конец VI в. до н. э.
Париж, Лувр.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Ахелой.
Двухслойный оникс.
Римская работа. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА