Античные писатели

АХИЛЛ ТАЦИЙ; Achil­les Ta­tius, из Алек­сан­дрии, II в. н. э., гре­че­ский рома­нист. Автор рома­на Повесть о Лев­кип­пе и Кли­то­фоне (Ta ka­ta Leu­kip­pen kai Klei­tophon­ta) в 8 кни­гах. Обыч­ные при­клю­че­ния раз­лу­чен­ной пары влюб­лен­ных Ахилл Таций поста­рал­ся пред­ста­вить необыч­ным обра­зом, делая акцент на пси­хо­ло­гии люб­ви, сен­са­ци­он­но­сти при­клю­че­ний и рацио­наль­ном объ­яс­не­нии чудес­ных про­ис­ше­ст­вий. Стрем­ле­ние к ухо­ду от схе­ма­тич­но­сти явст­вен­но чув­ст­ву­ет­ся в нача­ле рома­на. Автор рас­ска­зы­ва­ет, как после опас­но­го путе­ше­ст­вия по морю он при­был в Сидон и увидел там кар­ти­ну, на кото­рой было изо­бра­же­но похи­ще­ние Евро­пы, кото­рую он опи­сы­ва­ет дол­го и тща­тель­но, в соот­вет­ст­вии с модой, гос­под­ст­во­вав­шей в это вре­мя в рито­ри­ке. Эрос, веду­щий пре­вра­щен­но­го в быка Зев­са, под­ска­зы­ва­ет ему тему раз­го­во­ра со встре­чен­ным моло­дым чело­ве­ком. Это и есть Кли­то­фон, кото­рый в обста­нов­ке, напо­ми­наю­щей пла­то­нов­ско­го Фед­ра, под сенью пла­та­нов над пото­ком рас­ска­зы­ва­ет авто­ру о могу­ще­стве Эро­са, кото­рое ему дове­лось познать сре­ди необык­но­вен­ных при­клю­че­ний. Не желая брать в жены пред­на­зна­чен­ную ему отцом еди­но­кров­ную сест­ру, он бежал на кораб­ле вме­сте со сво­ей воз­люб­лен­ной Лев­кип­пой. Буря раз­би­ла суд­но, и герои попа­ли в руки еги­пет­ских раз­бой­ни­ков. Далее сле­ду­ет ряд при­клю­че­ний, пред­став­лен­ных наи­бо­лее дра­ма­ти­че­ским обра­зом. Кли­то­фон дол­жен три­жды пере­жи­вать смерть сво­ей милой, а один раз ста­но­вит­ся и ее оче­вид­цем, не подо­зре­вая, что эта смерть была разыг­ра­на при помо­щи про­стых теат­раль­ных рек­ви­зи­тов. Непо­ко­ле­би­мая вер­ность любов­ни­ков воз­на­граж­да­ет­ся по заслу­гам в кон­це рома­на, но вопре­ки гре­че­ской тра­ди­ции Кли­то­фон дол­жен перед этим под­чи­нить­ся воле бога­той дамы, страсть кото­рой в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни направ­ля­ет дей­ст­вие вто­рой части про­из­веде­ния. Но несмот­ря на это, бла­го­да­ря удач­но сфор­му­ли­ро­ван­ной клят­ве одер­жи­ва­ет­ся победа. Роман закан­чи­ва­ет­ся счаст­ли­вым соеди­не­ни­ем любов­ни­ков в хра­ме Арте­ми­ды. Повест­во­ва­ние часто пре­ры­ва­ет­ся раз­лич­ны­ми отступ­ле­ни­я­ми: реча­ми, исто­ри­я­ми, опи­са­ни­я­ми, пись­ма­ми и псев­до­есте­ствен­но-науч­ны­ми экс­кур­са­ми. Дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся доста­точ­но ров­но, а пер­со­на­жи вто­ро­го пла­на тес­но свя­за­ны с глав­ным стерж­нем. Роман Ахил­ла Тация поль­зо­вал­ся попу­ляр­но­стью в визан­тий­скую эпо­ху, и хотя сво­бо­да нра­вов его геро­ев вызы­ва­ла воз­му­ще­ние, он даже нашел под­ра­жа­те­лей в эту эпо­ху.

См. также:
АХИЛЛ ТАЦИЙ (Словарь античности)
АХИЛЛ ТАЦИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА