АФРАНИЙ, Луций; Afranius, Lucius, вторая половина II в. до н. э., римский комедиограф. Происходил из плебейского рода, который уже во II в. до н. э. имел представителей в сенате, во времена Гракхов выступал в качестве оратора. Из творчества Афрания сохранилось всего лишь 200 фрагментов и около 40 названий. Афраний считался — согласно мнению древних — великим, наряду с Тицинием и Квинкцием Аттой, представителем «комедии тоги» (fabula togata). Оставаясь под влиянием Теренция, часто его копировал, особенно в прологах, которые служили ему равно как для экспозиции пьесы, так и для расправы с противниками. Можно проследить также связи с Менандром и новой комедией. Но это не рабское подражание: мотивы и ситуации действительно связаны с новой комедией, но здесь отсутствуют бахвалы, сводники, бесстыжие рабы, матроны сохраняют свое достоинство. Местом действия часто являются малые городки и их жизнь, показанная во время праздников или судебных разбирательств. Названия комедий говорят об их содержании: Независимый сын (Emancipatus), Сестры (Sorores), Золовки (Fratriae), Пасынок (Privignus), Развод (Divortium), Имущество (Depositium), Письмо (Epistula), Процессия (Pompa), Праздники (Compitalia) и др. Единственное греческое название Thais было подсказано тематикой, почерпнутой из греческой комедии, вероятно у Менандра. Афраний был одним из самых популярных комедиографов Рима, а его пьесы долго держались на сценах. Цицерон вспоминает постановку комедии Лицемер (Simulans), а во времена Нерона еще играли Пожар (Incendium) с настоящим сжиганием дома на сцене.