ВАКХИЛИД; Bakchylides, с Кеоса, ок. 518 — ок. 450 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился на острове Кеос, поблизости от Аттики. Его дядя, известный поэт Симонид, вероятно, научил его правилам составления хоровых песен и помогал получать заказы. Вакхилид писал для представителей могущественных фессалийских родов, для Александра I — царя Македонии, для Гиерона I — тирана Сиракуз, для жителей Эгины, Афин и родного Кеоса. Быть может, он совершил несколько путешествий. Наиболее вероятно путешествие на Сицилию ко двору Гиерона. За получение заказов Вакхилид соперничал с Пиндаром. Оба создавали песни в честь членов одних родов и трижды прославляли в одах одну и ту же победу на играх. В конце жизни Вакхилид, приговоренный к изгнанию, перебрался на Пелопоннес. Последняя из известных нам его песен датируется 452 г. Вакхилид работал во многих жанрах хоровой лирики, но сохранившиеся под его именем эпиграммы не являются подлинными. В эллинистический период творчество Вакхилида было разделено на 9 книг в соответствии с жанрами: I. Гимны (фр.); II. Пеаны (фр.); III. Дифирамбы (сохранились 6 из них, некоторые сильно попорченные); IV. Просодии (песни для процессий; фр.); V. Парфении (песни для хоров девушек); VI. Гипорхематы (танцевальные песни; фр.); VII. Энкомии (хвалебные песни) или Сколии (застольные песни; фр.); VIII. Эпиникии (песни в честь спортивных побед; сохранились 14, некоторые попорчены); IX. Эротики (любовные песни; фр.). За счет находок папирусов мы сегодня лучше всего знаем эпиникии и дифирамбы. Эпиникии Вакхилида построены по тем же правилам, что и оды Пиндара, от которых они, однако, отличаются по своему характеру. Не блистая оригинальными и смелыми метафорами и не достигая той суровой возвышенности, свойственной Пиндару, они зато проще и полны чисто ионийского изящества. Пышный стиль, присущий хоровой лирике, создается Вакхилидом за счет нагромождения эпитетов вокруг одного существительного. Он охотно употребляет сложные прилагательные, многие из которых представляют собой неологизмы. Вакхилид восхваляет адресатов своих песен и награждает их изысканными комплиментами. Прекрасны и поэтичны повествовательные части его произведений, где представлены сцены из жизни богов и героев, они полны драматического напряжения, даже пафоса. Поэтому выше эпиникиев ставятся дифирамбы Вакхилида, являющиеся чисто мифологическими повествованиями в балладном стиле. Вакхилид использовал менее известные версии мифов, часто обращался к аттической традиции. Наиболее интересен дифирамб под названием Тесей (Theseus), имеющий форму диалога между царем Афин Эгеем и хором. В нем видят стадию перехода от хоровой песни к драме, но так как Вакхилид творил уже в период полного расцвета трагедии, то нужно предположить, что именно под ее влиянием он придал такую форму своему дифирамбу. Из других произведений и отрывков Вакхилида заслуживает внимания сколион, написанный для Александра I, великолепно передающий атмосферу пира и легкого опьянения вином. В Александрии Вакхилид был причислен к канону 9 лириков, а его произведения собраны и изданы (II в. до н. э.). Были написаны также комментарии к его песням. Больше всего отголосков творчества Вакхилида мы находим у Феокрита. В позднейшие эпохи в творчестве Вакхилида искали не столько поэтических высот, сколько мифологических, географических и др. курьезов. В Риме более всего им интересовался Гораций. Древние теоретики литературы, например Аноним, автор трактата О возвышенном, были о нем невысокого мнения. Однако его долго читали, так как он был довольно легким поэтом. Его знал еще Юлиан Отступник, затем его произведения пропали. В 1896 г. Британский музей купил 2 найденных в Египте папирусных свитка, содержащих эпиникии и дифирамбы Вакхилида. В XX в. появились новые фрагменты папирусов.