АЛКМАН; Alkman, из Сард в Лидии, VII в. до н. э., греческий лирический поэт. Жил в Спарте, где был руководителем хоров, для которых сочинял мелодии, складывал слова и разрабатывал танцевальные движения под песню. Он первый известный нам по сохранившимся фрагментам греческий поэт, писавший песни для хора. Вероятно, именно он создал новые поэтические формы, возводя в ранг литературы импровизированные песни, которые до того были прежде всего музыкально-танцевальными композициями. Алкман знал цену своему таланту. Александрийские ученые собрали песни Алкмана в 6 книг. По меньшей мере две из них содержали парфении (песни для хора девушек), которые принесли поэту наибольшее признание. Алкман писал также гимны, пеаны, гипофегматы (танцевальные песни), эротики (любовные песни) и сколии, от которых уцелели лишь короткие отрывки. Лучше всего сохранившаяся песня (ок. 100 стихов), обнаруженная на папирусе, представляет собой парфений, написанный к чествованию Артемиды Орфии. Текст песни складывается из нескольких отдельных частей, связанных между собой формулами, обозначающими конец одного и начало другого сюжета. Этими сюжетами были: прославление древних героев Спарты, размышления о могуществе богов и о бренности человеческой жизни, вытекающие из этого моральные предписания, а далее восхваления отдельных участниц хора, который исполнял песню и танец к ней. Интонация сохранившейся части песни камерная, свободная, деликатность и изящество описаний девушек, которые, однако, не лишены юмористических нот. Таков же характер других меньших фрагментов, которых отличает непринужденность, сочетающаяся с внутренней цельностью поэта, беззаботно относящегося к своему положению. Тонко чувствующий природу, Алкман черпал вдохновение из пения птиц, которое манило его к себе. Он создавал прекрасные смелые метафоры, называя, например, морскую пену «цветком волны», а поросшие лесом горы — «грудью темной ночи». Чрезвычайно известен фрагмент, в наше время названный «ноктюрном», который в метких и в то же время пленительных стихах описывает глубокий покой природы, когда на мир опустилась ночь. Благодаря богатству метрики, Алкман стал образцом для позднейших поэтов, писавших хоровую лирику. В Спарте, где на протяжении нескольких столетий он был глубоко почитаем, ему поставили памятник. Его прилежно читали александрийские ученые и поэты, отведя ему почетное место среди 9 канонических лириков. В новое время широко известен был только «ноктюрн» Алкмана, который среди прочих переложил Гете.