Античные писатели

АЛКМАН; Alkman, из Сард в Лидии, VII в. до н. э., гре­че­ский лири­че­ский поэт. Жил в Спар­те, где был руко­во­ди­те­лем хоров, для кото­рых сочи­нял мело­дии, скла­ды­вал сло­ва и раз­ра­ба­ты­вал тан­це­валь­ные дви­же­ния под пес­ню. Он пер­вый извест­ный нам по сохра­нив­шим­ся фраг­мен­там гре­че­ский поэт, писав­ший пес­ни для хора. Веро­ят­но, имен­но он создал новые поэ­ти­че­ские фор­мы, воз­во­дя в ранг лите­ра­ту­ры импро­ви­зи­ро­ван­ные пес­ни, кото­рые до того были преж­де все­го музы­каль­но-тан­це­валь­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми. Алк­ман знал цену сво­е­му талан­ту. Алек­сан­дрий­ские уче­ные собра­ли пес­ни Алк­ма­на в 6 книг. По мень­шей мере две из них содер­жа­ли пар­фе­нии (пес­ни для хора деву­шек), кото­рые при­нес­ли поэту наи­боль­шее при­зна­ние. Алк­ман писал так­же гим­ны, пеа­ны, гипо­фег­ма­ты (тан­це­валь­ные пес­ни), эро­ти­ки (любов­ные пес­ни) и ско­лии, от кото­рых уце­ле­ли лишь корот­кие отрыв­ки. Луч­ше все­го сохра­нив­ша­я­ся пес­ня (ок. 100 сти­хов), обна­ру­жен­ная на папи­ру­се, пред­став­ля­ет собой пар­фе­ний, напи­сан­ный к чест­во­ва­нию Арте­ми­ды Орфии. Текст пес­ни скла­ды­ва­ет­ся из несколь­ких отдель­ных частей, свя­зан­ных меж­ду собой фор­му­ла­ми, обо­зна­чаю­щи­ми конец одно­го и нача­ло дру­го­го сюже­та. Эти­ми сюже­та­ми были: про­слав­ле­ние древ­них геро­ев Спар­ты, раз­мыш­ле­ния о могу­ще­стве богов и о брен­но­сти чело­ве­че­ской жиз­ни, выте­каю­щие из это­го мораль­ные пред­пи­са­ния, а далее вос­хва­ле­ния отдель­ных участ­ниц хора, кото­рый испол­нял пес­ню и танец к ней. Инто­на­ция сохра­нив­шей­ся части пес­ни камер­ная, сво­бод­ная, дели­кат­ность и изя­ще­ство опи­са­ний деву­шек, кото­рые, одна­ко, не лише­ны юмо­ри­сти­че­ских нот. Таков же харак­тер дру­гих мень­ших фраг­мен­тов, кото­рых отли­ча­ет непри­нуж­ден­ность, соче­таю­ща­я­ся с внут­рен­ней цель­но­стью поэта, без­за­бот­но отно­ся­ще­го­ся к сво­е­му поло­же­нию. Тон­ко чув­ст­ву­ю­щий при­ро­ду, Алк­ман чер­пал вдох­но­ве­ние из пения птиц, кото­рое мани­ло его к себе. Он созда­вал пре­крас­ные сме­лые мета­фо­ры, назы­вая, напри­мер, мор­скую пену «цвет­ком вол­ны», а порос­шие лесом горы — «гру­дью тем­ной ночи». Чрез­вы­чай­но изве­стен фраг­мент, в наше вре­мя назван­ный «нок­тюр­ном», кото­рый в мет­ких и в то же вре­мя пле­ни­тель­ных сти­хах опи­сы­ва­ет глу­бо­кий покой при­ро­ды, когда на мир опу­сти­лась ночь. Бла­го­да­ря богат­ству мет­ри­ки, Алк­ман стал образ­цом для позд­ней­ших поэтов, писав­ших хоро­вую лири­ку. В Спар­те, где на про­тя­же­нии несколь­ких сто­ле­тий он был глу­бо­ко почи­та­ем, ему поста­ви­ли памят­ник. Его при­леж­но чита­ли алек­сан­дрий­ские уче­ные и поэты, отведя ему почет­ное место сре­ди 9 кано­ни­че­ских лири­ков. В новое вре­мя широ­ко изве­стен был толь­ко «нок­тюрн» Алк­ма­на, кото­рый сре­ди про­чих пере­ло­жил Гете.

См. также:
АЛКМАН (Словарь античности)
АЛКМАН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА