АМВРОСИЙ АВРЕЛИЙ; Ambrosius Aurelius, св., ок. 337—397 гг. н. э., христианский латинский писатель, Отец и Доктор Церкви. Родился в Тревизе в известной римской семье. После ранней смерти отца его мать вместе с тремя детьми возвратилась в Рим: здесь сестра Амвросия Марцеллина поступила в монастырь, а его брат Сатир стал высоким государственным чиновником. По завершении риторического и юридического образования Амвросий получил должность управляющего Лигурией и Эмилией с резиденцией в Медиолане (ок. 370 г.), где стал епископом в 374 г. Жизнеописание Амвросия создал его секретарь Павлин по просьбе Августина. Амвросий оказал большое влияние на церковную и политическую жизнь своего времени, несомненно, в некоторой степени благодаря занимаемой им должности. Он ратовал за признание главенства христианской религии, вмешивался в вопросы общественной жизни, добился прекращения государственных дотаций на поддержание языческого культа и в 382 г. — удаления статуи богини победы (Victoria) из зала заседаний сената. С мнением Амвросия считались императоры того времени. Амвросий умер в Медиолане 4.IV.397. После получения епископского сана Амвросий развил оживленную писательскую деятельность в различных областях теологии. К важнейшим сочинениям Амвросия относятся: Гексамерон (комментарий к 6 дням творения), опирающийся на трактовку Василием истории творения из Ветхого Завета и Псалмов, а также ряд трактатов, где разъясняются книги Ветхого Завета при помощи аллегорий Филона. Из комментариев к Новому Завету особую ценность представляет комментарий к Евангелию от Луки (см. Библия). Из писаний на этические темы нужно назвать: О духовных обязанностях (De officiis ministrorum), пособие по христианской этике, опирающееся на сочинение Цицерона De officiis, а также рад трактатов о девственности. Из догматических сочинений важнейшими представляются: трактат О вере (De fide) — отправленный императору Грациану; О Духе Святом (De Spiritu Sancto) — написанный по заказу Грациана, О покаянии (De poenitentia). Сохранились и его катехизисные сочинения, самые значительные из которых Тайны (De mysteriis) и Таинства (De Sacramentis). Из речей следует упомянуть На смерть брата Сатира (De exessu fratris Satyri), На смерть Валентиниана (De obitu Valentiniani), На смерть Феодосия (De obitu Theodosii), написанные согласно риторическим канонам и обнаруживающие прекрасную осведомленность Амвросия в этой области. Для знакомства с произведениями и направлениями, господствовавшими в ту эпоху, чрезвычайно важны письма (их всего 91). Амвросий также является автором нескольких десятков гимнов (ученые называют различное их число). На язык и стиль большое влияние оказала риторика, а в более поздний период — изучение и чтение Отцов Церкви и религиозных писателей Восточной империи. Амвросий принадлежал к уже тогда редким латинским писателям, знающим греческий язык. Амвросий способствовал дальнейшей адаптации латинского языка к нуждам христианской науки. Влияние Амвросия на формирование католической этики и теологии было очень велико: набор практических указаний (касающихся жизни общины верующих), содержащийся в сочинениях Амвросия, в немалой степени сформировал позднейшие взгляды на эти вопросы. Амвросий пользовался огромным авторитетом на Западе, о чем лучше всего свидетельствует его титул Доктора Церкви. Немало уважения прибавило ему его благородное, хотя категоричное и порой деспотичное поведение.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.