Античные писатели

АММИАН МАРЦЕЛЛИН; Am­mia­nus Mar­cel­li­nus, ок. 330 — ок. 395 гг. н. э., латин­ский исто­рик. Родил­ся в Антио­хии, в семье, при­над­ле­жав­шей, несо­мнен­но, к при­ви­ле­ги­ро­ван­ной про­слой­ке. В 353 г. был при­чис­лен к шта­бу Урси­ци­на, кото­ро­го затем сопро­вож­дал в Гал­лии и Месо­пота­мии. В 363 г. при­нял уча­стие в похо­де Юли­а­на Отступ­ни­ка про­тив пер­сов. После его смер­ти вер­нул­ся в Антио­хию. Веро­ят­но, меж­ду 363 и 380 гг. пред­при­нял путе­ше­ст­вия по Егип­ту, Гре­ции, Фра­кии. Ок. 380 г. пере­брал­ся в Рим, где под­дер­жи­вал дру­же­ские отно­ше­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми язы­че­ской ари­сто­кра­тии (К. Авре­лий, см. Сим­мах). Род­ным язы­ком Амми­а­на Мар­цел­ли­на был гре­че­ский, но свое про­из­веде­ние Дея­ния (Res ges­tae) он напи­сал по-латы­ни. Оно состо­я­ло пер­во­на­чаль­но из 31 кни­ги и охва­ты­ва­ло пери­од рим­ской исто­рии с 96 г. н. э., то есть с момен­та вступ­ле­ния на трон импе­ра­то­ра Нер­вы, вплоть до бит­вы с гота­ми под Адри­а­но­по­лем в 378 г. Таким обра­зом долж­но было быть напи­са­но про­дол­же­ние Исто­рии Таци­та, кото­рое закан­чи­ва­лось смер­тью Доми­ци­а­на в 96 г. Три­на­дцать пер­вых книг Амми­а­на Мар­цел­ли­на про­па­ли. Они охва­ты­ва­ли 256-лет­ний пери­од (96—352 гг.); они мог­ли впо­след­ст­вии соста­вить руко­вод­ство по рим­ской исто­рии это­го пери­о­да. Сохра­нив­ши­е­ся кни­ги (XIV—XXXI) пред­став­ля­ют собы­тия 26 лет (353—378 гг.); по срав­не­нию с погиб­шей частью отли­ча­ют­ся боль­шей точ­но­стью, что понят­но, ибо Амми­ан Мар­цел­лин сам был свиде­те­лем опи­сы­вае­мых собы­тий. Имен­но поэто­му уцелев­шая часть про­из­веде­ния Амми­а­на Мар­цел­ли­на явля­ет­ся важ­ней­шим источ­ни­ком сведе­ний об исто­рии это­го пери­о­да. Амми­ан Мар­цел­лин вна­ча­ле имел наме­ре­ние закон­чить свой труд смер­тью Юли­а­на (363 г.). О таком плане свиде­тель­ст­ву­ет, преж­де все­го, вступ­ле­ние к XV—XXV кни­гам, выдви­гаю­щее на пер­вый план лич­ность Юли­а­на; мож­но так­же гово­рить о вли­я­нии био­гра­фии на Исто­рию Амми­а­на Мар­цел­ли­на Раз­ви­тие дей­ст­вия раз­но­об­ра­зят доволь­но частые отступ­ле­ния, кото­рые делят­ся на гео­гра­фо-этно­гра­фи­че­ские, обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ские и есте­ствен­но-науч­ные, а так­же речи, постро­ен­ные в соот­вет­ст­вии с осно­во­по­ла­гаю­щи­ми пра­ви­ла­ми рито­ри­ки, и пись­ма. Повест­во­ва­ние очень живое и нерас­тя­ну­тое, в общем прав­до­по­доб­ное, даже в дета­лях. Амми­ан Мар­цел­лин не пишет без­ли­ко. Он, к при­ме­ру, не скры­ва­ет сво­его глу­бо­ко­го вос­хи­ще­ния Юли­а­ном Отступ­ни­ком, хотя и не стра­да­ет некри­тич­но­стью. Сам языч­ник, он ува­жа­ет хри­сти­ан и хри­сти­ан­ство. Про­из­веде­ние Амми­а­на Мар­цел­ли­на пред­став­ля­ет­ся послед­ним круп­ным исто­ри­че­ским про­из­веде­ни­ем язы­че­ской антич­но­сти, про­воз­гла­шаю­щим веру в бес­смер­тие Рима и его могу­ще­ство.

См. также:
АММИАН МАРЦЕЛЛИН (Словарь античности)
АММИАН МАРЦЕЛЛИН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА