АММИАН МАРЦЕЛЛИН; Ammianus Marcellinus, ок. 330 — ок. 395 гг. н. э., латинский историк. Родился в Антиохии, в семье, принадлежавшей, несомненно, к привилегированной прослойке. В 353 г. был причислен к штабу Урсицина, которого затем сопровождал в Галлии и Месопотамии. В 363 г. принял участие в походе Юлиана Отступника против персов. После его смерти вернулся в Антиохию. Вероятно, между 363 и 380 гг. предпринял путешествия по Египту, Греции, Фракии. Ок. 380 г. перебрался в Рим, где поддерживал дружеские отношения с представителями языческой аристократии (К. Аврелий, см. Симмах). Родным языком Аммиана Марцеллина был греческий, но свое произведение Деяния (Res gestae) он написал по-латыни. Оно состояло первоначально из 31 книги и охватывало период римской истории с 96 г. н. э., то есть с момента вступления на трон императора Нервы, вплоть до битвы с готами под Адрианополем в 378 г. Таким образом должно было быть написано продолжение Истории Тацита, которое заканчивалось смертью Домициана в 96 г. Тринадцать первых книг Аммиана Марцеллина пропали. Они охватывали 256-летний период (96—352 гг.); они могли впоследствии составить руководство по римской истории этого периода. Сохранившиеся книги (XIV—XXXI) представляют события 26 лет (353—378 гг.); по сравнению с погибшей частью отличаются большей точностью, что понятно, ибо Аммиан Марцеллин сам был свидетелем описываемых событий. Именно поэтому уцелевшая часть произведения Аммиана Марцеллина является важнейшим источником сведений об истории этого периода. Аммиан Марцеллин вначале имел намерение закончить свой труд смертью Юлиана (363 г.). О таком плане свидетельствует, прежде всего, вступление к XV—XXV книгам, выдвигающее на первый план личность Юлиана; можно также говорить о влиянии биографии на Историю Аммиана Марцеллина Развитие действия разнообразят довольно частые отступления, которые делятся на географо-этнографические, общественно-политические и естественно-научные, а также речи, построенные в соответствии с основополагающими правилами риторики, и письма. Повествование очень живое и нерастянутое, в общем правдоподобное, даже в деталях. Аммиан Марцеллин не пишет безлико. Он, к примеру, не скрывает своего глубокого восхищения Юлианом Отступником, хотя и не страдает некритичностью. Сам язычник, он уважает христиан и христианство. Произведение Аммиана Марцеллина представляется последним крупным историческим произведением языческой античности, провозглашающим веру в бессмертие Рима и его могущество.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.