Античные писатели

АНОНИМ ИЗ ОКСИРИНХА, IV в. до н. э., неиз­вест­ный нам по име­ни гре­че­ский исто­рик, автор сочи­не­ния, назы­вае­мо­го Элле­ни­ка из Окси­рин­ха (Hel­le­ni­ka Oxyr­hyn­chia), папи­рус­ные фраг­мен­ты кото­ро­го были откры­ты в Окси­рин­хе в Егип­те в 1906 и 1934 гг. Текст рас­ска­зы­ва­ет о гре­че­ских собы­ти­ях 409—407 гг. (отрыв­ки, най­ден­ные в 1934 г.) и 397—395 гг. до н. э. (отры­вок, най­ден­ный в 1906 г.). Про­из­веде­ние пред­став­ля­ло собой непо­сред­ст­вен­ное про­дол­же­ние Пело­пон­нес­ской вой­ны Фукидида в фор­ме анна­лов и, веро­ят­нее все­го, начи­на­лось с 411 г. Из ана­ли­за содер­жа­ния сле­ду­ет, что оно долж­но было быть созда­но меж­ду 387 и 346 (или 356) гг. до н. э., а его автор был оче­вид­цем Пело­пон­нес­ской вой­ны. Содер­жа­ние отрыв­ков чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­но. Пер­вые каса­ют­ся воен­ных собы­тий в 409—407 гг. В после­дую­щих автор рас­ска­зы­ва­ет сре­ди про­че­го о при­готов­ле­ни­ях коа­ли­ции Афин, Фив, Корин­фа и Пер­сии под пред­во­ди­тель­ст­вом Коно­на к так назы­вае­мой Коринф­ской войне про­тив Спар­ты, дей­ст­вия афин­ско­го флота, вос­ста­нов­ле­ние демо­кра­тии на Родо­се, государ­ст­вен­ный строй Бео­тии в свя­зи с ее вой­ной про­тив Фокиды, марш войск Аге­си­лая через Пафла­го­нию. В интер­пре­та­ции исто­ри­че­ских собы­тий Ано­ним оттал­ки­ва­ет­ся от охва­ты­ваю­щей тот же пери­од вре­ме­ни «Исто­рии» Ксе­но­фон­та, выка­зы­вая вели­ко­леп­ную осве­дом­лен­ность в том, что каса­ет­ся Бео­тии, демон­стри­руя ярко выра­жен­ные про­спар­тан­ские тен­ден­ции и непри­язнь к демо­кра­тии. Изло­же­ние раз­но­об­ра­зят мно­го­чис­лен­ные экс­кур­сы, зато харак­тер­ны отсут­ст­вие речей и про­стота сти­ля. Зна­ком­ство с обсто­я­тель­ства­ми в Афи­нах, тес­ная связь с сочи­не­ни­ем Фукидида, чистый атти­че­ский диа­лект поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить в Ано­ни­ме афи­ня­ни­на. Вопрос об автор­стве про­из­веде­ния Ано­ни­ма вызы­вал горя­чие спо­ры и теперь еще оста­ет­ся откры­тым. Попыт­ки при­пи­сать его Фео­пом­пу Хиос­ско­му, Эфо­ру из Кимы, Анд­ро­ти­о­ну (см. Атти­до­гра­фы) или Дей­ма­ху из Пла­тей натолк­ну­лись на рез­кую кри­ти­ку. Содер­жа­ние, стиль, спо­соб пред­став­ле­ния собы­тий, как и моно­гра­фи­че­ский харак­тер про­из­веде­ния застав­ля­ют исклю­чить автор­ство назван­ных исто­ри­ков. Более все­го сто­рон­ни­ков име­ет гипо­те­за, при­пи­сы­ваю­щая Элле­ни­ку ровес­ни­ку и после­до­ва­те­лю Фукидида Кра­тип­пу из Афин (о нем, одна­ко, наши дан­ные чрез­вы­чай­но ску­пы). Про­из­веде­ние Ано­ни­ма, отли­чаю­ще­е­ся ред­кой объ­ек­тив­но­стью в пред­став­ле­нии собы­тий, снис­ка­ло себе высо­кую оцен­ку в гла­зах совре­мен­ных исто­ри­ков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА