Античные писатели

АНОНИМ, «О воз­вы­шен­ном» (гр. Pe­ri hyp­sus, лат. De sub­li­mi­ta­te), I в. н. э., про­за­и­че­ское про­из­веде­ние гре­че­ско­го авто­ра, при­пи­сы­вае­мое — как обыч­но счи­та­ет­ся, неза­слу­жен­но — либо Дио­ни­сию Гали­кар­насско­му, либо пла­то­ни­ку Лон­ги­ну, жив­ше­му в III в. Сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти и поли­ти­че­ские аллю­зии застав­ля­ют пред­по­ло­жить, что этот труд был напи­сан в I в. Спор­ны­ми вопро­са­ми ста­ли, преж­де все­го, автор­ская при­над­леж­ность и дати­ров­ка трак­та­та, так как в одной из руко­пи­сей его назва­ние гла­си­ло: О воз­вы­шен­ном, Дио­ни­сия или Лон­ги­на. Деталь­ный ана­лиз тек­ста, его сти­ли­сти­ки и поли­ти­че­ских аллю­зий скло­ни­ли уче­ных к мне­нию, что работа созда­на в I в. и ее нель­зя при­пи­сать ни Дио­ни­сию Гали­кар­насско­му (I в. до н. э.), ни тем более Лон­ги­ну (III в. н. э.). Автор, сле­до­ва­тель­но, оста­ет­ся неиз­вест­ным. Это моно­гра­фия о худо­же­ст­вен­ном сти­ле. Исход­ным пунк­том для авто­ра ста­ла извест­ная рито­ри­че­ская тео­рия о 3 сти­лях: низ­ком, сред­нем и высо­ком, а непо­сред­ст­вен­ным сти­му­лом к напи­са­нию трак­та­та — работа Цеци­лия под тем же назва­ни­ем, с кото­рой Ано­ним поле­ми­зи­ру­ет. Поня­тие «воз­вы­шен­но­го», на взгляд авто­ра, охва­ты­ва­ет все выра­зи­тель­ные сред­ства, кото­рые при­да­ют лите­ра­ту­ре воз­вы­шен­ную инто­на­цию, свиде­тель­ст­ву­ют о совер­шен­ном мастер­стве и поз­во­ля­ют достиг­нуть его вер­шин как в поэ­ти­че­ских, так и в про­за­и­че­ских про­из­веде­ни­ях. Полет, воз­не­се­ние над обы­ден­ной речью и опре­де­лен­ный пафос состав­ля­ют сущ­ность высо­ко­го сти­ля. Автор обра­ща­ет, одна­ко, вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость сохра­не­ния меры, избе­га­ния изли­шеств и пого­ни за низ­ко­проб­ны­ми эффек­та­ми. На созда­ние высо­ко­го сти­ля вли­я­ют, по его мне­нию, 5 глав­ных эле­мен­тов: 1) широ­кий раз­мах мыс­ли; 2) вдох­но­вен­ность и страст­ность; 3) уме­ние исполь­зо­вать рито­ри­че­ские фигу­ры; 4) изя­ще­ство выра­же­ния; 5) совер­шен­ный строй про­из­веде­ния. Осо­бый упор автор дела­ет на роль вдох­но­ве­ния, а так­же на вели­чие и бла­го­род­ство души писа­те­ля. Он выдви­га­ет тезис о необ­хо­ди­мо­сти сле­до­вать за вели­ки­ми писа­те­ля­ми про­шло­го, а в каче­стве образ­цов пред­ла­га­ет Гоме­ра, Геро­до­та, Пла­то­на и Демо­сфе­на. Ряд разде­лов посвя­ща­ет­ся рито­ри­че­ским фигу­рам, сти­ли­сти­че­ским сред­ствам, слу­жа­щим для созда­ния впе­чат­ле­ния воз­вы­шен­но­сти, а так­же таким недо­стат­кам, как несоот­вет­ст­ву­ю­щий ритм, излиш­няя сжа­тость, употреб­ле­ние повсе­днев­ных выра­же­ний в воз­вы­шен­ном кон­тек­сте и т. д. В заклю­че­ние он под­ни­ма­ет акту­аль­ный и обсуж­дав­ший­ся в его вре­мя вопрос об упад­ке ора­тор­ско­го искус­ства. Ход изло­же­ния пре­ры­ва­ют два инте­рес­ных отступ­ле­ния: срав­не­ние Или­а­ды и Одис­сеи, а так­же Лисия и Пла­то­на, при этом пер­вен­ство отда­но Илиа­де и Пла­то­ну. Цен­ность это­го трак­та­та для нас состав­ля­ют мно­го­чис­лен­ные цита­ты из поэтов и про­за­и­ков, начи­ная от Гоме­ра, а так­же их интер­пре­та­ция. Самой цен­ной цита­той явля­ет­ся не сохра­нив­ша­я­ся нигде более ода Сап­фо. Заме­ча­ния о «гении и пра­ви­лах» удив­ля­ют нынеш­не­го чита­те­ля сво­ей глу­би­ной и мет­ко­стью. Это не толь­ко кри­ти­че­ский труд, но и вдум­чи­вое иссле­до­ва­ние, отли­чаю­ще­е­ся пора­зи­тель­ной тон­ко­стью исто­ри­ко-лите­ра­тур­ных оце­нок и соот­вет­ст­ви­ем наше­му эсте­ти­че­ско­му чув­ству. С XVIII в. это про­из­веде­ние заво­е­ва­ло себе проч­ное место в евро­пей­ской науч­но-эсте­ти­че­ской лите­ра­ту­ре. Пер­вое изда­ние вышло в 1554 г., а затем появи­лись мно­го­чис­лен­ные пере­во­ды, ком­мен­та­рии и науч­ные рецен­зии.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА