АРХИЛОХ; Archilochos, с Пароса, ок. 680 — ок. 640 гг. до н. э., греческий поэт. Согласно античной традиции, сын аристократа Телесикла и рабыни. Он рано покинул родной остров, который до открытия месторождений знаменитого мрамора был очень беден, и подался на остров Фасос, где добывал средства к жизни, сражаясь в качестве наемника с фракийскими племенами. Большое влияние на жизнь и, прежде всего, на творчество Архилоха оказала его, вероятно несчастная, любовь к аристократке Необуле, отец которой сначала отдал ее руку Архилоху, но затем отказался от обещания. Архилох начал преследовать несостоявшегося тестя и его дочь язвительными ямбами и, как гласит легенда, довел всю семью до самоубийства. С Архилохом связана первая точная дата в истории греческой литературы, именно он в одном из своих произведений описал изумление и ужас, охватившие людей при солнечном затмении, которое астрономы датируют 5 апреля 648 г. до н. э. Архилох, вероятно, погиб в сражении на острове Наксос. Творчество Архилоха собрали александрийские ученые и разделили согласно метрике на элегии (фр.), ямбы (фр.), трохеические тетраметры (фр.), гимны (фр.), эподы (фр.). Архилох — первый лирический поэт в истории европейской культуры. Он создавал субъективную поэзию, в которой поэт предстает не как представитель рода или государства, но говорит от своего собственного лица. В творчестве Архилоха находят зеркальное отражение его трезвая, но порой и несдержанная натура, его солдатская жизнь, неопределенность его общественного положения как незаконного сына аристократа. Способность к независимому мышлению и смелому высказыванию своего мнения привела к тому, что Архилох отбросил героическую традицию, представленную гомеровским эпосом, с ее кодексом воинской чести, и описывал в элегиях собственный жизненный кодекс, мерой которого служили потребности наемника, сражающегося не для славы, а ради заработка. Насколько можно судить на основании сохранившихся отрывков, Архилох выступал как воин и поэт, который не слишком многого ожидает от жизни и не завидует богатым и власть имущим. Идеальным вождем для него был не великолепный атлет в дорогих доспехах, а тот, кто отважен и умеет искусно сражаться. Таким образом, Архилох первым противопоставил физические достоинства внутренним качествам. Громкую славу Архилоху снискало смелое признание в том, что во время бегства от врага он бросил щит, что согласно традиции лишало его звания воина. Архилох же утверждал, что важнее всего сохранить жизнь, а новый щит всегда можно раздобыть. Это была позиция наемника, который — если верить другому фрагменту — хорош и нужен постольку, поскольку он живет и сражается, а после смерти его предают забвению. Мы часто находим у Архилоха размышления и наставления на тему поступков человека, который должен сохранять спокойствие и самообладание и в радости, и в горе, например во фрагменте, содержащем обращение к самому себе, или в адресованной некоему Периклу элегии на кораблекрушение, в котором погибли многие сограждане Архилоха, а также его родственник. Разительный контраст со спокойной, вдумчивой интонацией большинства элегических фрагментов составляют отрывки из ямбов и эподов, отражающие бурные всплески чувств. В них Архилох воспевал свою великую любовь к Необуле, восхищение ее красотой, муки разочарования и ревности и, наконец, сильнейшую ненависть к ее отцу Ликамбу, который нарушил обещание отдать ему дочь. Наиболее мощным орудием желчной сатиры Архилоха стали эподы, написанные различными ямбическими размерами, где чередовались два стиха различной длины. Эподы начинались с повествования (басни о животных), чтобы во второй части уязвить острым жалом ненавистного врага. Многие фрагменты имеют непристойное содержание. Из гимнов наиболее известен был Гимн Гераклу, который несколько столетий подряд исполняли в честь олимпийских победителей. Поэзию Архилоха отличают смелость в отборе слов, цельная и выразительная образность. Немного места занимает мифология. Гораздо больше отведено басням народного происхождения. Из народного творчества Архилох заимствует также богатый репертуар стихотворных размеров, вводя их таким образом в литературу. Архилох был высоко оценен древними и ставился рядом с Гомером. Влияние, которое он оказал на греческую лирику, соотносимо со значением Гомера для эпоса. Творчеством Архилоха вдохновлялись выдающиеся поэты, среди которых Алкей и Анакреонт, позаимствовавшие у него мотив брошенного щита. Тем не менее Архилох был проклят в Спарте как бесстыдный поэт, запятнавший честь воина. В последующие века в нем видели прежде всего насмешника. Александрийские ученые поставили Архилоха во главе списка ямбографов. Ему подражал Каллимах, а поэты Палатинской антологии посвятили немало эпиграмм его язвительной музе. В Риме на него ориентировались Луцилий, Катулл и Гораций, который воспроизвел мотив брошенного щита и в своей книге эподов, построением напоминавшей эподы Архилоха, гордился тем, что первый познакомил Рим с паросскими ямбами.