АРРИАН; Arrianos, из Никомедии в Вифинии, ок. 95—175 гг. н. э., греческий историк. Грек, римский гражданин, в юности слушал выступления Эпиктета в Никополе в Эпире. В царствование Адриана исполнял высокие административные должности. В 131 — 137 гг. был наместником в Каппадокии. Тогда же он курировал черноморское побережье; защищал провинции от набегов аланов. Ок. 140 г. осел в Афинах, где был архонтом эпонимом и пританом. Пребывание в Афинах — период его интенсивнейшего литературного творчества. Самые ранние произведения Арриана представляют собой философские сочинения, созданные под влиянием учения Эпиктета: Диатрибы Эпиктета (Diatribai Epiktetu; fr.), Разговоры (Homiliai) и Руководство (Encheiridion), которое является компиляцией двух предшествующих. Эти произведения, лишенные стилистических украшений, дают правильное изложение выступлений Учителя и потому представляются чрезвычайно ценными в качестве источника сведений о философии Эпиктета, который не оставил собственных сочинений. Периодом наместничества Арриана в Каппадокии датируется Плавание по Понту Эвксинскому, т. е. по Черному морю, отчет в форме письма к императору, заключающий в себе описание черноморского побережья, и небольшое сочинение под названием Аланика (Alanike), посвященное тактическим нововведениям, обязанным своим появлением опыту борьбы с аланами. Во время пребывания в Афинах было создано самое значительное произведение Арриана. Поход Александра Великого (Anabasis Aleksandru) в 7 книгах. Это произведение принесло Арриану славу хорошего историка. В то время, когда эпоху и деяния Александра уже заслонили легенды, Арриан старается показать Александра и его военные действия объективно, обращаясь с этой целью к самым ранним и наиболее достойным доверия источникам: писаниям Птолемея Лага и Аристобула, сподвижников Александра. Дополнением к этому сочинению служит Описание Индии (Indike), оно представляет собой этнографо-географическое описание Индии времен похода Александра. Арриан опирается в первую очередь на отчет Неарха о морском путешествии из устья Инда до устья Евфрата, а также на Описания Индии Мегасфена и Географию Эратосфена. Исчезло сочинение Арриана Ta met’ Aleksandron (история посталександрийской эпохи) в 10 книгах, описывающее события ближайших лет после смерти Александра. Арриан опирался в нем на изложение истории диадохов Иеронимом Кардийским. Также не сохранились История Парфии (Parthiaka) в 17 книгах, содержавшая историю парфян и уделявшая особое внимание Парфянским войнам Траяна, и История Вифинии (Bithyniaka; fr.) в 8 книгах, представляющая историю Вифинии до 74 г. до н. э., то есть до смерти Никомеда IV, который завещал свое царство Риму. К более мелким историческим сочинениям Арриана принадлежали 2 пропавшие работы по истории Сицилии и тоже несохранившаяся биография разбойника Тиллибора. Сохранилось сочинение Об охоте (Kynegetikos), опирающееся на аналогичное сочинение Ксенофонта и созданное, вероятно, тоже во время пребывания в Афинах. Арриан писал на аттическом диалекте, за исключением Описания Индии, где — возможно, по примеру ионийских логографов — воспользовался ионийским диалектом. Образцом для Арриана был Ксенофонт, которому он подражал не только в малых сочинениях, но и в Походе (название, число книг). Произведения Арриана не обременены риторикой, написаны лаконично, доступным и ясным языком, что в древности принесло ему славу выдающегося писателя.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.