АФАНАСИЙ; св. Athanasios, из Александрии, ок. 295—373 гг. н. э., латинский христианский писатель. В Александрии получил классическое образование. Его характер сформировали преследования Диоклетиана, пребывание в Египетской пустыне у праведника Антония, а прежде всего теологические споры IV в., среди которых он был «столпом Церкви». В 325 г. на Никейском соборе настоял на отвержении теологических взглядов Ария; в 328 г. был избран епископом Александрийским. Неустанная борьба с арианством представляет главный предмет его церковно-политической деятельности, прерывавшейся пятикратным изгнанием императорами, в большей или меньшей степени разделявшими взгляды Ария. Литературное наследие Афанасия выдает риторическое образование автора, достойна удивления его забота о ясности изложения и точности аргументации; нет недостатка, однако, и в отступлениях, повторениях, противоречиях. Историки патристической литературы делят его произведения на 5 групп. К первой причисляют догматико-апологетические сочинения: Проповедь о претворении слова, Речь против эллинов. В обеих этих речах, написанных в 318—320 гг., он выступает в защиту учения Церкви, нападая на религиозные воззрения иудеев и философию греческих неоплатоников. Другую группу составляют полемические сочинения, в том числе 4 речи против ариан 335 или 336 г. (четвертая из которых, возможно, не подлинная), 4 письма к Серапиону 356—362 гг., а также значительное число посланий разным адресатам. Эти сочинения отличаются большой точностью и детальным анализом библейских текстов. Третью группу составляют историко-теологические сочинения: Апология против ариан (350 г.) описывает злоупотребления ариан в 340—350 гг.; В защиту бегства (357 г.) объясняет мотивы бегства Афанасия из Александрии в 356 г.; имеется также множество посланий к епископам Египта и египетским монахам. Эти письма содержат историю ариан 335—357 гг. К этойже группе мы причисляем сочинение, оказавшее значительное влияние на аскетическую литературу, особенно средневековую: Жизнь и деяния отца нашего Антония (ок. 357 г.). Это произведение еще во второй половине IV в. было дважды переведено на латинский язык. Борясь с арианами, Афанасий находил также время для комментирования Священного писания, в частности Псалмов. Последняя группа — морально-аскетические сочинения: О девственности, послания к Драконтию, наставнику египетских монахов, к монаху Аммуну. Сверх этого фрагментарно сохранились Пасхальные письма к египетским епископам. В них среди прочего мы находим даты празднования Пасхи. Сочинения Афанасия, различные как по своему содержанию, так и по литературной форме, почти все носят полемический характер. Афанасий хватался за перо, чтобы повергнуть противников. Хотя по рождению и воспитанию Афанасий был греком, в его произведениях чувствуется недоверие к греческой культуре и особенно к философии. Среди сочинений, приписываемых Афанасию, многие не являются подлинными.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.