АВСОНИЙ, Децим Магн; Ausonius, Decimus Magnus, ок. 310 — после 393 гг. н. э., римский поэт. Сын врача, родился в Бурдигале (Бордо), где получил основательное риторическое образование (некоторое время учился в Тулузе), а затем в течение 30 лет был преподавателем сначала грамматики, затем риторики. Ок. 365 г. стал при дворе императора в Тревире воспитателем наследника трона Грациана. В императорской свите Авсоний принял участие в походе против аллеманов (368—369 гг.) и, занимая ряд низших должностей при Валентиниане, при Грациане дослужился до высоких (префект Галлии, 378 г.; консул, 379 г.). После внезапной смерти Грациана (383 г.) возвратился в свои владения вблизи Бурдигала, где в атмосфере всеобщего уважения, как известный поэт, предавался до самой смерти литературным занятиям. Находился в дружеских отношениях со многими знаменитыми современниками, например со своим учеником Павлином из Нолы, оратором Симмахом. Поэтическое наследие Авсония складывается в основном из разного рода небольших стихотворений на случай, написанных по-латыни, по-гречески, а иногда даже смешанным латинско-греческим языком, с различной метрикой. Некоторые являются переводами либо переработками греческих оригиналов и даже складываются из цитат либо заведомо измененных стихов латинских классических поэтов. С точки зрения тематики все они группируются в несколько циклов или сборников. Авсоний писал в основном для друзей, которым вместе с посвящением посылал отдельные произведения или малые сборники. Позднее, вероятно вскоре после своего консульства, Авсоний собрал их и сам издал. Второе издание осуществил уже кто-то другой недолгое время спустя после смерти поэта. Хронология творчества Авсония не всегда ясна. Лишь немногие произведения несомненно можно отнести к периоду преподавательской деятельности в Бурдигале. Тогда Авсоний уже начал писать эпиграммы. Впрочем, это был поэтический жанр, в котором Авсоний творил всю жизнь. Цикл Эпиграммы на разные темы (Ерigrammata de diversis rebus) охватывает приблизительно 100 мелких произведений, нередко переведенных с греческого. Иногда поэт обыгрывает одну и ту же тему несколько раз, чтобы подчеркнуть свое виртуозное владение формой. В Бурдигале был создан, быть может, также фрагментарно сохранившийся цикл произведений Дневник, или Занятия в течение дня (Ephemeris id est toutus diet negotium), в котором Авсоний описал свои повседневные занятия. С преподавательской деятельностью в Бурдигале и воспитательской в Тревире связаны, вероятно, такие произведения, как Жизнь цезарей (Caesares), стихотворные жизнеописания цезарей, воспроизведенные из сочинения Светония, Liber eclogarum (Книга мелких произведений), собрание произведений, в особенности на календарные темы, и цикл Календарные книги (Libri de fastis), представляющий собой стихотворный каталог современных поэту знаний. Они выполняют функции мнемотехнических стихов, облегчающих запоминание определенных дат и фактов. Уже при дворе императора был создан Свадебный центон (Cento nuptialis; см. Cento), в котором Авсоний описал при помощи цитат из Вергилия свадебные торжества. В Тайне цифры 3 (Griphus ternarii numeri) Авсоний пытается отыскать число 3 во всех областях жизни. Обаяние и свежесть подлинного чувства присутствуют лишь в некоторых стихотворениях из цикла, посвященного аллеманской пленнице Буссилии, в Скорбной песни на смерть отца (Epicedion in patrem), где умерший отец сам рассказывает о своей жизни, а также в произведении Семейное достояние (De herediolo). В поэме Страдания Купидона (Cupido cruciatus), написанной под впечатлением некогда увиденной картины, Авсоний представил героинь, которые стараются покарать пойманного Купидона, мстя за перенесенные по его вине страдания. После консульства Авсоний начал писать цикл произведений под названием Паренталии (Parentalia; воспоминания об умерших родственниках), большей частью элегическим дистихом, который является как бы галереей его умерших предков, близких и родных. После 385 г., скорее всего, был создан цикл Воспоминания о профессорах из Бурдигала (Commemoratio professorum Burdigalensium), посвященный 24 друзьям и коллегам. Эти портреты представляют ценность для изучения истории Галлии. К этому же периоду его творчества принадлежит часть эпиграмм на троянских героев, не отличающихся оригинальностью и поэтичностью, под названием Эпитафии троянских героев (Epitaphia heroum qui bello Troico interfuerunt). Последним циклом произведений, написанным уже после отхода Авсония от общественной жизни, стал Список славных городов (Ordo urbium nobilium), похвальное слово и характеристика 20 разных городов Империи. В самом объемном стихотворении этого цикла (XX) Авсоний прославляет родной Бурдигал, в то время как великому Риму он посвятил только один стих. В 389—390 гг. он создал цикл из 12 произведений под названием Формальные игры (Technopaegnion); содержание не играет здесь большой роли, Авсоний показывает свое владение поэтическим ремеслом (например, в сочинении III одно и то же односложное слово заканчивает один стих и начинает другой). Подобным же формальным упражнением является Молитва консула Авсония в рофалийских стихах, где в каждом из гекзаметров следующее слово на один слог длиннее предыдущего: первое слово — односложное, последнее — пятисложное. Самым значительным произведением Авсония, принесшим ему славу, представляется созданная в 370—371 гг. эпическая поэма в 483 гекзаметрах под названием Мозелла (Mosella). Это описание путешествия по реке. Воспользовавшись формой хвалебной песни в честь реки, Авсоний смог создать панегирик императорской резиденции Тревиру, важнейшему центру культуры и искусства. Образно представил Авсоний реку Мозеллу, ее притоки, рыбный лов, речных богов и богинь, пристани с кораблями, очаровательные домики и прекрасные виноградники, тянущиеся вдоль берегов, как и населяющий эту местность народ. Нас увлекает в этой поэме тонкое чувство красоты природы. Авсоний был также прозаиком, писавшим на искусственной, напыщенной латыни уже упоминавшиеся вступления к различным поэтическим циклам и письма (некоторые из них в поэтической форме) к разным лицам, прежде всего к друзьям, таким как Павлин, Симмах, которые восхищались им и сравнивали его с Вергилием. Сохранилась также одна речь Авсония 379 г. — Благодарственная речь к императору Грациану за предоставление консульства. Авсоний был хорошим ремесленником, даже виртуозом, но в очень малой степени поэтом. В поэзии он старался прежде всего блеснуть своей ловкостью, отсюда его своеобразная техника цитирования и переработки произведений предшественников (центоны), смешивание греческого и латыни (у Авсония нужно искать истоки макаронической поэзии, хотя он не был первым из латинских поэтов, ее испробовавшим), формальные игры. В творчестве Авсония напрасно было бы искать какой-либо глубокой мысли, его не интересовали по-настоящему ни политика, ни философия, ни теология. Его христианство было очень поверхностным. Со своим поэтическим дилетантизмом и всесторонним риторическим образованием Авсоний является типическим представителем периода упадка римской литературы. Большинство его произведений имеют небольшую литературную ценность, зато некоторые из них представляют собой ценный исторический источник, особенно для изучения истории культуры поздней Империи.