Античные писатели

АВСОНИЙ, Децим Магн; Auso­nius, De­ci­mus Mag­nus, ок. 310 — после 393 гг. н. э., рим­ский поэт. Сын вра­ча, родил­ся в Бур­ди­га­ле (Бор­до), где полу­чил осно­ва­тель­ное рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние (неко­то­рое вре­мя учил­ся в Тулу­зе), а затем в тече­ние 30 лет был пре­по­да­ва­те­лем сна­ча­ла грам­ма­ти­ки, затем рито­ри­ки. Ок. 365 г. стал при дво­ре импе­ра­то­ра в Тре­ви­ре вос­пи­та­те­лем наслед­ни­ка тро­на Гра­ци­а­на. В импе­ра­тор­ской сви­те Авсо­ний при­нял уча­стие в похо­де про­тив алле­ма­нов (368—369 гг.) и, зани­мая ряд низ­ших долж­но­стей при Вален­ти­ни­ане, при Гра­ци­ане дослу­жил­ся до высо­ких (пре­фект Гал­лии, 378 г.; кон­сул, 379 г.). После вне­зап­ной смер­ти Гра­ци­а­на (383 г.) воз­вра­тил­ся в свои вла­де­ния вбли­зи Бур­ди­га­ла, где в атмо­сфе­ре все­об­ще­го ува­же­ния, как извест­ный поэт, пре­да­вал­ся до самой смер­ти лите­ра­тур­ным заня­ти­ям. Нахо­дил­ся в дру­же­ских отно­ше­ни­ях со мно­ги­ми зна­ме­ни­ты­ми совре­мен­ни­ка­ми, напри­мер со сво­им уче­ни­ком Пав­ли­ном из Нолы, ора­то­ром Сим­ма­хом. Поэ­ти­че­ское наследие Авсо­ния скла­ды­ва­ет­ся в основ­ном из раз­но­го рода неболь­ших сти­хотво­ре­ний на слу­чай, напи­сан­ных по-латы­ни, по-гре­че­ски, а ино­гда даже сме­шан­ным латин­ско-гре­че­ским язы­ком, с раз­лич­ной мет­ри­кой. Неко­то­рые явля­ют­ся пере­во­да­ми либо пере­ра­бот­ка­ми гре­че­ских ори­ги­на­лов и даже скла­ды­ва­ют­ся из цитат либо заве­до­мо изме­нен­ных сти­хов латин­ских клас­си­че­ских поэтов. С точ­ки зре­ния тема­ти­ки все они груп­пи­ру­ют­ся в несколь­ко цик­лов или сбор­ни­ков. Авсо­ний писал в основ­ном для дру­зей, кото­рым вме­сте с посвя­ще­ни­ем посы­лал отдель­ные про­из­веде­ния или малые сбор­ни­ки. Позд­нее, веро­ят­но вско­ре после сво­его кон­суль­ства, Авсо­ний собрал их и сам издал. Вто­рое изда­ние осу­ще­ст­вил уже кто-то дру­гой недол­гое вре­мя спу­стя после смер­ти поэта. Хро­но­ло­гия твор­че­ства Авсо­ния не все­гда ясна. Лишь немно­гие про­из­веде­ния несо­мнен­но мож­но отне­сти к пери­о­ду пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти в Бур­ди­га­ле. Тогда Авсо­ний уже начал писать эпи­грам­мы. Впро­чем, это был поэ­ти­че­ский жанр, в кото­ром Авсо­ний тво­рил всю жизнь. Цикл Эпи­грам­мы на раз­ные темы (Ерig­ram­ma­ta de di­ver­sis re­bus) охва­ты­ва­ет при­бли­зи­тель­но 100 мел­ких про­из­веде­ний, неред­ко пере­веден­ных с гре­че­ско­го. Ино­гда поэт обыг­ры­ва­ет одну и ту же тему несколь­ко раз, чтобы под­черк­нуть свое вир­ту­оз­ное вла­де­ние фор­мой. В Бур­ди­га­ле был создан, быть может, так­же фраг­мен­тар­но сохра­нив­ший­ся цикл про­из­веде­ний Днев­ник, или Заня­тия в тече­ние дня (Ephe­me­ris id est tou­tus diet ne­go­tium), в кото­ром Авсо­ний опи­сал свои повсе­днев­ные заня­тия. С пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью в Бур­ди­га­ле и вос­пи­та­тель­ской в Тре­ви­ре свя­за­ны, веро­ят­но, такие про­из­веде­ния, как Жизнь цеза­рей (Cae­sa­res), сти­хотвор­ные жиз­не­опи­са­ния цеза­рей, вос­про­из­веден­ные из сочи­не­ния Све­то­ния, Li­ber ec­lo­ga­rum (Кни­га мел­ких про­из­веде­ний), собра­ние про­из­веде­ний, в осо­бен­но­сти на кален­дар­ные темы, и цикл Кален­дар­ные кни­ги (Lib­ri de fas­tis), пред­став­ля­ю­щий собой сти­хотвор­ный ката­лог совре­мен­ных поэту зна­ний. Они выпол­ня­ют функ­ции мне­мо­тех­ни­че­ских сти­хов, облег­чаю­щих запо­ми­на­ние опре­де­лен­ных дат и фак­тов. Уже при дво­ре импе­ра­то­ра был создан Сва­деб­ный цен­тон (Cen­to nup­tia­lis; см. Cen­to), в кото­ром Авсо­ний опи­сал при помо­щи цитат из Вер­ги­лия сва­деб­ные тор­же­ства. В Тайне циф­ры 3 (Gri­phus ter­na­rii nu­me­ri) Авсо­ний пыта­ет­ся отыс­кать чис­ло 3 во всех обла­стях жиз­ни. Оба­я­ние и све­жесть под­лин­но­го чув­ства при­сут­ст­ву­ют лишь в неко­то­рых сти­хотво­ре­ни­ях из цик­ла, посвя­щен­но­го алле­ман­ской плен­ни­це Бус­си­лии, в Скорб­ной пес­ни на смерть отца (Epi­ce­dion in pat­rem), где умер­ший отец сам рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни, а так­же в про­из­веде­нии Семей­ное досто­я­ние (De he­re­dio­lo). В поэ­ме Стра­да­ния Купидо­на (Cu­pi­do cru­cia­tus), напи­сан­ной под впе­чат­ле­ни­ем неко­гда увиден­ной кар­ти­ны, Авсо­ний пред­ста­вил геро­инь, кото­рые ста­ра­ют­ся пока­рать пой­ман­но­го Купидо­на, мстя за пере­не­сен­ные по его вине стра­да­ния. После кон­суль­ства Авсо­ний начал писать цикл про­из­веде­ний под назва­ни­ем Парен­та­лии (Pa­ren­ta­lia; вос­по­ми­на­ния об умер­ших род­ст­вен­ни­ках), боль­шей частью эле­ги­че­ским дисти­хом, кото­рый явля­ет­ся как бы гале­ре­ей его умер­ших пред­ков, близ­ких и род­ных. После 385 г., ско­рее все­го, был создан цикл Вос­по­ми­на­ния о про­фес­со­рах из Бур­ди­га­ла (Com­me­mo­ra­tio pro­fes­so­rum Bur­di­ga­len­sium), посвя­щен­ный 24 дру­зьям и кол­ле­гам. Эти порт­ре­ты пред­став­ля­ют цен­ность для изу­че­ния исто­рии Гал­лии. К это­му же пери­о­ду его твор­че­ства при­над­ле­жит часть эпи­грамм на тро­ян­ских геро­ев, не отли­чаю­щих­ся ори­ги­наль­но­стью и поэ­тич­но­стью, под назва­ни­ем Эпи­та­фии тро­ян­ских геро­ев (Epi­taphia he­roum qui bel­lo Troi­co in­ter­fue­runt). Послед­ним цик­лом про­из­веде­ний, напи­сан­ным уже после отхо­да Авсо­ния от обще­ст­вен­ной жиз­ни, стал Спи­сок слав­ных горо­дов (Or­do ur­bium no­bi­lium), похваль­ное сло­во и харак­те­ри­сти­ка 20 раз­ных горо­дов Импе­рии. В самом объ­ем­ном сти­хотво­ре­нии это­го цик­ла (XX) Авсо­ний про­слав­ля­ет род­ной Бур­ди­гал, в то вре­мя как вели­ко­му Риму он посвя­тил толь­ко один стих. В 389—390 гг. он создал цикл из 12 про­из­веде­ний под назва­ни­ем Фор­маль­ные игры (Tech­no­paeg­nion); содер­жа­ние не игра­ет здесь боль­шой роли, Авсо­ний пока­зы­ва­ет свое вла­де­ние поэ­ти­че­ским ремеслом (напри­мер, в сочи­не­нии III одно и то же одно­слож­ное сло­во закан­чи­ва­ет один стих и начи­на­ет дру­гой). Подоб­ным же фор­маль­ным упраж­не­ни­ем явля­ет­ся Молит­ва кон­су­ла Авсо­ния в рофа­лий­ских сти­хах, где в каж­дом из гекза­мет­ров сле­дую­щее сло­во на один слог длин­нее преды­ду­ще­го: пер­вое сло­во — одно­слож­ное, послед­нее — пяти­слож­ное. Самым зна­чи­тель­ным про­из­веде­ни­ем Авсо­ния, при­нес­шим ему сла­ву, пред­став­ля­ет­ся создан­ная в 370—371 гг. эпи­че­ская поэ­ма в 483 гекза­мет­рах под назва­ни­ем Мозел­ла (Mo­sel­la). Это опи­са­ние путе­ше­ст­вия по реке. Вос­поль­зо­вав­шись фор­мой хва­леб­ной пес­ни в честь реки, Авсо­ний смог создать пане­ги­рик импе­ра­тор­ской рези­ден­ции Тре­ви­ру, важ­ней­ше­му цен­тру куль­ту­ры и искус­ства. Образ­но пред­ста­вил Авсо­ний реку Мозел­лу, ее при­то­ки, рыб­ный лов, реч­ных богов и богинь, при­ста­ни с кораб­ля­ми, оча­ро­ва­тель­ные доми­ки и пре­крас­ные вино­град­ни­ки, тяну­щи­е­ся вдоль бере­гов, как и насе­ля­ю­щий эту мест­ность народ. Нас увле­ка­ет в этой поэ­ме тон­кое чув­ство кра­соты при­ро­ды. Авсо­ний был так­же про­за­и­ком, писав­шим на искус­ст­вен­ной, напы­щен­ной латы­ни уже упо­ми­нав­ши­е­ся вступ­ле­ния к раз­лич­ным поэ­ти­че­ским цик­лам и пись­ма (неко­то­рые из них в поэ­ти­че­ской фор­ме) к раз­ным лицам, преж­де все­го к дру­зьям, таким как Пав­лин, Сим­мах, кото­рые вос­хи­ща­лись им и срав­ни­ва­ли его с Вер­ги­ли­ем. Сохра­ни­лась так­же одна речь Авсо­ния 379 г. — Бла­годар­ст­вен­ная речь к импе­ра­то­ру Гра­ци­а­ну за пре­до­став­ле­ние кон­суль­ства. Авсо­ний был хоро­шим ремес­лен­ни­ком, даже вир­ту­о­зом, но в очень малой сте­пе­ни поэтом. В поэ­зии он ста­рал­ся преж­де все­го блес­нуть сво­ей лов­ко­стью, отсюда его свое­об­раз­ная тех­ни­ка цити­ро­ва­ния и пере­ра­бот­ки про­из­веде­ний пред­ше­ст­вен­ни­ков (цен­то­ны), сме­ши­ва­ние гре­че­ско­го и латы­ни (у Авсо­ния нуж­но искать исто­ки мака­ро­ни­че­ской поэ­зии, хотя он не был пер­вым из латин­ских поэтов, ее испро­бо­вав­шим), фор­маль­ные игры. В твор­че­стве Авсо­ния напрас­но было бы искать какой-либо глу­бо­кой мыс­ли, его не инте­ре­со­ва­ли по-насто­я­ще­му ни поли­ти­ка, ни фило­со­фия, ни тео­ло­гия. Его хри­сти­ан­ство было очень поверх­ност­ным. Со сво­им поэ­ти­че­ским диле­тан­тиз­мом и все­сто­рон­ним рито­ри­че­ским обра­зо­ва­ни­ем Авсо­ний явля­ет­ся типи­че­ским пред­ста­ви­те­лем пери­о­да упад­ка рим­ской лите­ра­ту­ры. Боль­шин­ство его про­из­веде­ний име­ют неболь­шую лите­ра­тур­ную цен­ность, зато неко­то­рые из них пред­став­ля­ют собой цен­ный исто­ри­че­ский источ­ник, осо­бен­но для изу­че­ния исто­рии куль­ту­ры позд­ней Импе­рии.

См. также:
АВЗОНИЙ (Словарь античности)
АВЗОНИЙ Децим Магн (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА