Античные писатели

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК, Гай; Va­le­rius Flac­cus, Gai­us, I в. н. э., рим­ский поэт. Про­из­веде­ние Вале­рия Флак­ка — мифо­ло­ги­че­ская эпо­пея Арго­нав­ти­ка (Ar­go­nau­ti­ca) в 8 кни­гах, создан­ная меж­ду 70 и 95 гг. н. э. и посвя­щен­ная импе­ра­то­ру Вес­па­си­а­ну. Послед­няя кни­га обры­ва­ет­ся на поло­вине, в дру­гих при­сут­ст­ву­ют про­бе­лы. Труд­но уста­но­вить, то ли смерть не поз­во­ли­ла поэту закон­чить про­из­веде­ние, то ли поэ­ма сохра­ни­лась не пол­но­стью. Вале­рий Флакк, как до него Варрон Ата­цин­ский, повто­рил сюжет эпо­са Апол­ло­ния Родос­ско­го. Его вдох­но­ви­ли на это вой­ны импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на и, преж­де все­го, заво­е­ва­ние Бри­та­нии, кото­рое — как неко­гда поход арго­нав­тов — откры­ва­ло новые мор­ские пути. Кни­га I опи­сы­ва­ет при­готов­ле­ния к путе­ше­ст­вию, кн. II—V рас­ска­зы­ва­ют о бога­том при­клю­че­ни­я­ми пла­ва­нии до Кол­хиды (пере­чис­ляя почти все извест­ные из более ран­них авто­ров собы­тия), в кн. VI Юно­на и Вене­ра раз­жи­га­ют в серд­це Медеи любовь к Ясо­ну, исто­рии кото­рой посвя­ще­на кн. VII; нако­нец, в кн. VIII мы чита­ем о добы­че Золо­то­го Руна и бег­стве арго­нав­тов. Эпо­пея пре­ры­ва­ет­ся на дра­ма­тич­ной сцене, когда в устье Дуная бег­ле­цов насти­га­ет пого­ня во гла­ве с бра­том Медеи, кото­рый в угро­жаю­щем тоне тре­бу­ет от Ясо­на выда­чи кол­ду­ньи. По отно­ше­нию к сво­е­му образ­цу, Арго­нав­ти­ке Апол­ло­ния Родос­ско­го, Вале­рий Флакк выка­зал боль­шую само­сто­я­тель­ность, здесь даже мож­но гово­рить о твор­че­ском под­хо­де к теме. Он ввел сце­ны, неиз­вест­ные гре­че­ским поэтам, такие как вой­на Эета с бра­том Пер­сом или рас­сказ о смер­ти роди­те­лей Ясо­на. Он рас­ши­рил фабу­лу, напри­мер, встав­ляя леген­ду о прав­ле­нии жен­щин на ост­ро­ве Лем­нос или исто­рию Гила­са. Зато в дру­гих местах он про­из­вел зна­чи­тель­ные сокра­ще­ния. Поэ­ма Вале­рия Флак­ка не так пере­на­сы­ще­на гео­гра­фи­че­ски­ми сведе­ни­я­ми, как про­из­веде­ние уче­но­го алек­сан­дрий­ско­го поэта Апол­ло­ния. В ком­по­зи­ции про­сле­жи­ва­ет­ся вли­я­ние Вер­ги­лия, у кото­ро­го Вале­рий Флакк заим­ст­во­вал мора­ли­за­тор­скую тен­ден­цию. В отли­чие от сво­их образ­цов, Вале­рий Флакк отка­зал­ся от ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­сти и после­до­ва­тель­но­сти дей­ст­вия в поль­зу уси­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ских моти­вов. На его эпо­пею непо­сред­ст­вен­ное вли­я­ние ока­за­ла совре­мен­ная ему рито­ри­ка: герои полу­ча­ют сове­ты и про­из­но­сят длин­ные речи. Язык изыс­кан­ный, порой наро­чи­то неяс­ный, а затем вновь кра­соч­ный, как у дру­гих совре­мен­ных поэтов (Лукан, Сене­ка). В сти­хо­сло­же­нии вид­но вли­я­ние Овидия. Вале­рий Флакк полу­чил при­зна­ние Квин­ти­ли­а­на, кото­рый выра­жал сожа­ле­ния по пово­ду его преж­девре­мен­ной смер­ти, но, кро­ме это­го, он не воз­будил боль­шо­го к себе инте­ре­са. Неко­то­рые реми­нис­цен­ции поэ­мы Вале­рия Флак­ка мы нахо­дим у Ста­ция.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА