Античные писатели

ВИТРУВИЙ (воз­мож­но, Вит­ру­вий Пол­ли­он?); Vit­ru­vius, I в. до н. э., рим­ский инже­нер и архи­тек­тор. Един­ст­вен­ным источ­ни­ком сведе­ний о жиз­ни Вит­ру­вия явля­ет­ся его про­из­веде­ние. Вит­ру­вий полу­чил пре­крас­ное обра­зо­ва­ние в сво­ей обла­сти. В армии Цеза­ря, а позд­нее и Авгу­ста, он руко­во­дил воен­но-инже­нер­ны­ми работа­ми. В Co­lo­nia Iulia Fa­nes­tis Вит­ру­вий спро­ек­ти­ро­вал бази­ли­ку, он так­же ввел ряд инно­ва­ций в стро­и­тель­стве водо­про­во­дов. От Авгу­ста он полу­чил посто­ян­ную пен­сию, что обес­пе­чи­ло ему воз­мож­ность спо­кой­но работать над про­из­веде­ни­ем Об архи­тек­ту­ре (De ar­chi­tec­tu­ra lib­ri X) в 10 кни­гах, посвя­щен­ном Авгу­сту. Сочи­не­ние Вит­ру­вия явля­ет­ся един­ст­вен­ным сохра­нив­шим­ся антич­ным трак­та­том о стро­и­тель­стве и меха­ни­ке. Вит­ру­вий писал его на про­тя­же­нии мно­гих лет, веро­ят­но до 33 г. до н. э., а издал при­бли­зи­тель­но в 25—23 гг. до н. э. Отдель­ные кни­ги трак­та­та: I — область зна­ний и уме­ний архи­тек­то­ра, пла­ни­ро­ва­ние горо­дов; II — стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы, их свой­ства и при­ме­не­ние; III и IV — прин­ци­пы стро­и­тель­ства хра­мов, их архи­тек­то­ни­ка и про­пор­ции; V — про­ек­ти­ро­ва­ние обще­ст­вен­ных зда­ний, в том чис­ле бази­лик, бань, теат­ров; VI — прин­ци­пы част­но­го стро­и­тель­ства; VII — внут­рен­ний декор; VIII — стро­и­тель­ство водо­про­во­дов; IX — гео­мет­рия, мет­ро­ло­гия, аст­ро­но­мия; X — маши­ны, при­ме­ня­е­мые на войне и в мир­ной жиз­ни. Каж­дая кни­га пред­став­ля­ет собой отдель­ное целое, пред­ва­рен­ное пред­и­сло­ви­ем, где изла­га­ет­ся содер­жа­ние пред­ше­ст­ву­ю­щих книг и наме­ча­ет­ся содер­жа­ние буду­щих. Не сохра­ни­лись поме­щен­ные авто­ром в тек­сте рисун­ки, пла­ны и иллю­ст­ра­ции, что во мно­гих слу­ча­ях затруд­ня­ет его пони­ма­ние. Вит­ру­вий в сво­ем про­из­веде­нии свя­зал тео­ре­ти­че­ские сведе­ния, содер­жа­щи­е­ся в спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ре, осо­бен­но гре­че­ской, с соб­ст­вен­ным прак­ти­че­ским опы­том. Источ­ни­ка­ми для Вит­ру­вия послу­жи­ли Гер­мо­ген, Кте­си­бий, Посидо­ний, Варрон, Лукре­ций. Язык Вит­ру­вия непро­стой, в пред­и­сло­ви­ях пре­об­ла­да­ет рито­ри­че­ский стиль, тех­ни­че­ские опи­са­ния чрез­вы­чай­но лако­нич­ны. Наряду с арха­из­ма­ми появ­ля­ют­ся фор­мы, кото­рые встре­ча­ют­ся толь­ко в позд­ней латы­ни, что яви­лось при­чи­ной дати­ро­ва­ния про­из­веде­ния Вит­ру­вия III или IV в. н. э. К Вит­ру­вию обра­ща­лись Пли­ний Стар­ший, Фрон­тин, Марк Гетий Фавен­тин, кото­рый в III в. н. э. соста­вил пере­сказ его про­из­веде­ния, исполь­зо­ван­ный Пал­ла­ди­ем. Его цити­ро­ва­ли Сер­вий, Апол­ли­нар, Сидо­ний, Кас­си­о­дор. В эпо­ху Ренес­сан­са это про­из­веде­ние часто пере­оце­ни­ва­ли, ища в нем иде­аль­ной архи­тек­ту­ры. С ним были зна­ко­мы Лео­нар­до да Вин­чи и Микел­ан­дже­ло. Трак­тат Вит­ру­вия мно­го раз изда­вал­ся и пере­во­дил­ся на дру­гие язы­ки: англий­ский, фран­цуз­ский, испан­ский, гол­ланд­ский, немец­кий, италь­ян­ский.

См. также:
ВИТРУВИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Реконструкция этрусского храма по Витрувию.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Гави.
Гравюра 1749 г.
Верона.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Гави.
Середина I в. н. э.
Верона.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Гави: сохранившийся фрагмент надписи.
Середина I в. н. э.
Верона.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Гави (четырехарочная конструкция — вид сбоку).
Середина I в. н. э.
Верона.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА