Античные писатели

ГНОМА (гр. gno­me, лат. sen­ten­tia), сен­тен­ция, мак­си­ма. Гно­ма пред­став­ля­ет собой корот­кое, дли­ной в одно пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ние, кото­рое либо обоб­ща­ет какое-либо наблюде­ние, либо фор­му­ли­ру­ет пра­ви­ло, кото­рое долж­но руко­во­дить наши­ми поступ­ка­ми. Основ­ны­ми чер­та­ми гно­мы явля­ют­ся ее обще­употре­би­тель­ность и цель, свя­зан­ная с жиз­нен­ны­ми уста­нов­ка­ми чело­ве­ка. В гре­че­ской куль­ту­ре гно­мы появи­лись задол­го до фор­ми­ро­ва­ния соб­ст­вен­но лите­ра­ту­ры, как выска­зы­ва­ния, заклю­чав­шие в себе народ­ную житей­скую муд­рость. Ари­сто­тель в Рито­ри­ке утвер­ждал, что пер­вы­ми твор­ца­ми гном были кре­стьяне. Для про­стоты запо­ми­на­ния гно­мы ей обыч­но при­да­ва­ли мет­ри­че­скую фор­му корот­ко­го сти­хотво­ре­ния. Но извест­ны были и про­за­и­че­ские гно­мы, напри­мер у семи муд­ре­цов. В гре­че­ской поэ­зии гно­мы еще доволь­но ред­ко встре­ча­ют­ся у Гоме­ра, зато у Геси­о­да они очень часты, осо­бен­но в дидак­ти­че­ской поэ­ме Труды и дни, сам харак­тер кото­рой тре­бо­вал их при­сут­ст­вия. Гно­мы исполь­зо­ва­ли эле­ги­че­ские поэты: Тир­тей, Солон, Ксе­но­фан, Мим­нерм, Фео­гнид. В дра­ма­ти­че­ской поэ­зии гно­мы встре­ча­ют­ся еще рань­ше. Фео­крит свиде­тель­ст­ву­ет об их исполь­зо­ва­нии в твор­че­стве Эпи­хар­ма, сти­хотвор­ные гно­мы кото­ро­го были собра­ны Фило­хо­ром в IV в. н. э., а позд­нее пере­веде­ны на латин­ский язык Энни­ем. Гно­мы мы нахо­дим и в тра­геди­ях Эсхи­ла, а осо­бен­но мно­го — у Софок­ла и Еври­пида. Сбор­ни­ки гном появ­ля­ют­ся в Гре­ции очень рано. Их исполь­зо­ва­ли в шко­лах при изу­че­нии рито­ри­ки. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху фило­со­фы, а преж­де все­го сто­и­ки, раз­ви­ли искус­ство состав­ле­ния гном. В фило­соф­ских шко­лах поль­зо­ва­лись гре­че­ски­ми сбор­ни­ка­ми, состав­лен­ны­ми ино­гда в алфа­вит­ном поряд­ке, а ино­гда соглас­но име­нам авто­ров, у кото­рых они были взя­ты. Собра­ния гном часто исполь­зо­ва­лись для поле­ми­ки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих направ­ле­ний. Запас сен­тен­ций, собран­ный сто­и­ка­ми, был прак­ти­че­ски пол­но­стью исполь­зо­ван хри­сти­ан­ски­ми апо­ло­ге­та­ми. Сохран­но­стью антич­ных гном мы в основ­ном обя­за­ны визан­тий­ским уче­ным, таким как Сто­бей или Иоанн Дамас­кин. Сто­бей в сво­ем собра­нии чаще все­го цити­ру­ет гно­мы Еври­пида и Менанд­ра. В сред­ние века бьк рас­про­стра­нен сбор­ник гном Менанд­ра под загла­ви­ем Моно­сти­хи, кото­рые вплоть до XX в. были глав­ным источ­ни­ком извест­ных нам отрыв­ков из это­го поэта.

См. также:
ГНОМА (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА