Античные писатели

ГНОСТИКИ (гр. gnos­ti­koi), авто­ры рас­про­стра­нен­ных во II в. н. э. рели­ги­оз­но-фило­соф­ских сочи­не­ний. Боль­шин­ство тек­стов сохра­ни­лись в виде гре­че­ских цитат у поле­ми­зи­ро­вав­ших с ними хри­сти­ан­ских антигно­сти­че­ских авто­ров (Ире­нея, Тер­тул­ли­а­на, Иппо­ли­та, Епи­фа­ния) и в пере­во­дах целых про­из­веде­ний на копт­ский язык. После II миро­вой вой­ны в Егип­те, побли­зо­сти от Наг-Хам­ма­ди, были откры­ты 12 папи­рус­ных свит­ков, содер­жав­ших ок. 50 гно­сти­че­ских про­из­веде­ний неиз­вест­ных авто­ров в копт­ских пере­во­дах. Вновь откры­тые свит­ки зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли круг доступ­ных на тот момент источ­ни­ков изу­че­ния гно­сти­циз­ма. К самым извест­ным гно­сти­кам сле­ду­ет при­чис­лить: Васи­лида, работав­ше­го ок. 120—145 гг. в Алек­сан­дрии; он был авто­ром неко­е­го апо­кри­фи­че­ско­го еван­ге­лия (фр.) и 24 книг Эгзе­ге­ти­ки (фр.). Уче­ни­ком Васи­лида был его сын Иси­дор, про­из­веде­ния кото­ро­го сохра­ни­лись в немно­го­чис­лен­ных отрыв­ках. Их совре­мен­ни­ком и вели­чай­шим гно­сти­ком был Вален­тин. Он про­ис­хо­дил из Алек­сан­дрии, в 135—160 гг. осно­вал вален­ти­ни­ан­ские шко­лы на Запа­де и Восто­ке. Мно­гие назва­ния при­пи­сы­вае­мых ему сочи­не­ний исхо­дят, веро­ят­но, от его уче­ни­ков. К основ­ным пред­ста­ви­те­лям ита­лий­ской шко­лы вален­ти­ни­ан при­над­ле­жал Пто­ле­мей (Pto­le­maios), автор сохра­нив­ше­го­ся цели­ком Пись­ма к Фло­ре, в кото­ром изла­га­ет гно­сти­че­скую интер­пре­та­цию Вет­хо­го Заве­та. К ита­лий­ской шко­ле при­над­ле­жал и Герак­ле­он. К восточ­ной груп­пе Вален­ти­ни­ан при­чис­ля­ют Фео­до­та, из про­из­веде­ний кото­ро­го Кли­мент Алек­сан­дрий­ский сде­лал 96 выпи­сок. Сре­ди тек­стов из Наг-Хам­ма­ди нахо­дят­ся в том чис­ле: Еван­ге­лие исти­ны, Трак­тат о вос­кре­се­нии, два Апо­ка­лип­си­са Иако­ва, Апо­криф Иоан­на, Ало­ка­лип­сис Ада­ма, гер­ме­ти­че­ские сочи­не­ния. По-види­мо­му, это пере­во­ды с гре­че­ских ори­ги­на­лов. Гно­сти­че­ские сочи­не­ния по сво­ей фор­ме при­бли­же­ны к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там, мож­но увидеть в них и вли­я­ние апо­ка­лип­ти­че­ской лите­ра­ту­ры. Гно­сти­ки так­же исполь­зо­ва­ли ряд биб­лей­ских сюже­тов, осо­бен­но из Кни­ги Бытия. Про­бле­ма­ти­ку всех гно­сти­че­ских сочи­не­ний харак­те­ри­зу­ет дуа­ли­сти­че­ский взгляд на мир, пес­си­ми­сти­че­ское отно­ше­ние к брен­ной чело­ве­че­ской жиз­ни и при­зна­ние цен­траль­ной роли спа­си­тель­но­го зна­ния, то есть гно­си­са (gno­sis). Гно­сис, пости­гае­мый оза­ре­ни­ем, откро­ве­ни­ем, явля­ясь глу­бо­чай­шим позна­ни­ем сущ­но­сти вещей, дол­жен был при­ве­сти гно­сти­ка к спа­се­нию, к вос­со­еди­не­нию с выс­шим быти­ем. Чтобы выра­зить это содер­жа­ние, гно­сти­ки исполь­зо­ва­ли сюже­ты, почерп­ну­тые в дру­гих тра­ди­ци­ях, таки­ми как стран­ст­вия пад­шей души, мифом об архон­тах — злых твор­цах зри­мо­го мира, мифом о пер­во­че­ло­ве­ке анд­ро­гине. Они поль­зо­ва­лись так­же таки­ми оппо­зи­ци­я­ми, как свет — тьма, жизнь — смерть, душа (дух) — тело. К эти­че­ским вопро­сам гно­сти­ки отно­си­лись, как пра­ви­ло, без­раз­лич­но, хотя боль­ше скло­ня­лись к аске­зе и мораль­но­му риго­риз­му, чем к нрав­ст­вен­но­му либе­ра­лиз­му. Дви­же­ние гно­сти­ков ока­за­ло огром­ное вли­я­ние на мно­гие явле­ния в рели­ги­оз­ной жиз­ни древ­но­сти. В хри­сти­ан­стве оно при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию ряда ере­сей, в неко­то­рой сте­пе­ни вдох­но­ви­ло край­нюю риго­ри­сти­че­скую аске­ти­че­скую и мона­стыр­скую лите­ра­ту­ру. Как рели­ги­оз­ное дви­же­ние гно­сти­цизм про­су­ще­ст­во­вал до кон­ца антич­но­сти. В сред­ние века он отра­зил­ся во мно­гих рели­ги­оз­но-фило­соф­ских тече­ни­ях, харак­те­ри­зу­ю­щих­ся край­ним иде­а­лиз­мом и дуа­лиз­мом.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА