Античные писатели

ГОРГИЙ; Gor­gias, из Леон­ти­ны, ок. 485 — ок. 380 гг. до н. э., гре­че­ский писа­тель. Один из наи­бо­лее выдаю­щих­ся софи­стов. Пред­по­ло­жи­тель­но, уче­ник Эмпе­док­ла. В 427 г. при­был в Афи­ны про­сить о помо­щи про­тив Сира­куз. Его речи про­из­ве­ли огром­ное впе­чат­ле­ние на афи­нян. Позд­нее он вел жизнь стран­ст­ву­ю­ще­го ора­то­ра, одно­вре­мен­но обу­чая моло­дежь за высо­кие гоно­ра­ры. Он был так богат, что поста­вил в Дель­фах соб­ст­вен­ную ста­тую. Послед­ние годы жиз­ни про­вел, види­мо, в Фес­са­лии. Из сочи­не­ний Гор­гия сохра­ни­лись: Похва­ла Елене (He­le­nes en­ko­mion), в кото­рой автор дока­зы­ва­ет, что бег­ство Еле­ны есть обман. В защи­ту Пала­меда (Pa­la­me­dus apo­lo­gia) — фик­тив­ная речь, про­ти­во­по­став­лен­ная обви­не­нию Одис­сея. Сохра­ни­лись так­же выдерж­ки из сочи­не­ния под назва­ни­ем О небы­тии, или О при­ро­де (Pe­ri tu me on­tos e pe­ri phy­seos). Гор­гий пытал­ся в ней обос­но­вать три пара­док­саль­ных тези­са: а) ниче­го не суще­ст­ву­ет; б) если бы что-то и суще­ст­во­ва­ло, то чело­век не мог бы это­го познать; в) если бы даже он мог познать, то не был бы в состо­я­нии это­го выра­зить в сло­вах и дока­зать дру­гим людям. Интер­пре­та­ция этих утвер­жде­ний пред­став­ля­ет­ся спор­ной. Загла­вие явля­ет­ся паро­ди­ей на назва­ние сочи­не­ния эле­а­та Мелис­са с Само­са О при­ро­де, или О бытии. Утра­че­ны дру­гие сочи­не­ния Гор­гия. Сре­ди них Ора­тор­ское искус­ство (Tech­ne) — веро­ят­но, собра­ние образ­цов выска­зы­ва­ний и опи­са­ние ора­тор­ских при­е­мов, а так­же три речи: Олим­пий­ская (Olym­pi­kos; ок. 408 г. до н. э.), при­зы­вав­шая гре­ков к объ­еди­не­нию в борь­бе про­тив пер­сов; Пифий­ская (Pythi­kos), про­воз­гла­шав­шая панэл­лин­ские идеи; Эпи­та­фия (Epi­taphios; фр.) — в честь афи­нян, пав­ших в Пело­пон­нес­ской войне, и Похва­ла элей­цам (En­ko­mion eis Elei­us). Гор­гий пока­зал гре­кам огром­ную мощь сло­ва, кото­рое, будучи пра­виль­но употреб­ле­но, может про­из­ве­сти тот эффект, кото­ро­го жела­ет ора­тор. Мне­ние, что самый сла­бый аргу­мент мож­но сде­лать силь­ней­шим, вызва­ло спо­ры еще во вре­ме­на Гор­гия (напри­мер, Ари­сто­фан в Обла­ках). Пла­тон спо­рил с Гор­ги­ем в диа­ло­ге, оза­глав­лен­ном его име­нем, пока­зы­вая, каки­ми опас­но­стя­ми чре­ва­та рито­ри­ка, кото­рая в погоне за сла­вой пре­не­бре­га­ет исти­ной и доб­ро­де­те­лью. Свя­зав поэ­ти­че­ский стиль с про­за­и­че­ским, Гор­гий стал твор­цом худо­же­ст­вен­ной про­зы. Сре­ди средств, кото­рые он исполь­зу­ет, — алли­те­ра­ции и ассо­нан­сы. Рит­мич­но­сти речи Гор­гия дости­гал при помо­щи сим­мет­рии, парал­ле­лиз­ма и анти­те­зы. Эти сти­ли­сти­че­ские фигу­ры назы­ва­ли гор­ги­ан­ски­ми, хотя Гор­гий их не изо­брел, ибо они суще­ст­во­ва­ли задол­го до него. Нова­тор­ст­вом Гор­гия было нагро­мож­де­ние боль­шо­го чис­ла подоб­ных фигур в одной речи и рас­про­стра­не­ние тако­го сти­ля на всей терри­то­рии тогдаш­не­го гре­че­ско­го мира. Гор­ги­ан­ский стиль кри­ти­ко­вал Ари­сто­тель, а Исо­крат, отбро­сив его цве­ти­стость и напы­щен­ность, создал атти­че­скую худо­же­ст­вен­ную про­зу. Гор­ги­ан­ские фигу­ры сно­ва нача­ли употреб­лять рито­ры элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да и так назы­вае­мой вто­рой софи­сти­ки (см. Софи­сты 2.), а так­же крас­но­ре­чи­вые и склон­ные к пси­хо­ло­ги­зи­ро­ва­нию гре­че­ские исто­ри­ки. Гор­гий был учи­те­лем Анти­сфе­на и Исо­кра­та, ока­зал вли­я­ние на Анти­фо­на, Еври­пида, Фукидида и тра­ги­ка Ага­фо­на.

См. также:
ГОРГИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА