ГОРГИЙ; Gorgias, из Леонтины, ок. 485 — ок. 380 гг. до н. э., греческий писатель. Один из наиболее выдающихся софистов. Предположительно, ученик Эмпедокла. В 427 г. прибыл в Афины просить о помощи против Сиракуз. Его речи произвели огромное впечатление на афинян. Позднее он вел жизнь странствующего оратора, одновременно обучая молодежь за высокие гонорары. Он был так богат, что поставил в Дельфах собственную статую. Последние годы жизни провел, видимо, в Фессалии. Из сочинений Горгия сохранились: Похвала Елене (Helenes enkomion), в которой автор доказывает, что бегство Елены есть обман. В защиту Паламеда (Palamedus apologia) — фиктивная речь, противопоставленная обвинению Одиссея. Сохранились также выдержки из сочинения под названием О небытии, или О природе (Peri tu me ontos e peri physeos). Горгий пытался в ней обосновать три парадоксальных тезиса: а) ничего не существует; б) если бы что-то и существовало, то человек не мог бы этого познать; в) если бы даже он мог познать, то не был бы в состоянии этого выразить в словах и доказать другим людям. Интерпретация этих утверждений представляется спорной. Заглавие является пародией на название сочинения элеата Мелисса с Самоса О природе, или О бытии. Утрачены другие сочинения Горгия. Среди них Ораторское искусство (Techne) — вероятно, собрание образцов высказываний и описание ораторских приемов, а также три речи: Олимпийская (Olympikos; ок. 408 г. до н. э.), призывавшая греков к объединению в борьбе против персов; Пифийская (Pythikos), провозглашавшая панэллинские идеи; Эпитафия (Epitaphios; фр.) — в честь афинян, павших в Пелопоннесской войне, и Похвала элейцам (Enkomion eis Eleius). Горгий показал грекам огромную мощь слова, которое, будучи правильно употреблено, может произвести тот эффект, которого желает оратор. Мнение, что самый слабый аргумент можно сделать сильнейшим, вызвало споры еще во времена Горгия (например, Аристофан в Облаках). Платон спорил с Горгием в диалоге, озаглавленном его именем, показывая, какими опасностями чревата риторика, которая в погоне за славой пренебрегает истиной и добродетелью. Связав поэтический стиль с прозаическим, Горгий стал творцом художественной прозы. Среди средств, которые он использует, — аллитерации и ассонансы. Ритмичности речи Горгия достигал при помощи симметрии, параллелизма и антитезы. Эти стилистические фигуры называли горгианскими, хотя Горгий их не изобрел, ибо они существовали задолго до него. Новаторством Горгия было нагромождение большого числа подобных фигур в одной речи и распространение такого стиля на всей территории тогдашнего греческого мира. Горгианский стиль критиковал Аристотель, а Исократ, отбросив его цветистость и напыщенность, создал аттическую художественную прозу. Горгианские фигуры снова начали употреблять риторы эллинистического периода и так называемой второй софистики (см. Софисты 2.), а также красноречивые и склонные к психологизированию греческие историки. Горгий был учителем Антисфена и Исократа, оказал влияние на Антифона, Еврипида, Фукидида и трагика Агафона.