Античные писатели

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ; Gre­go­rios, св., ок. 329—390 гг. н. э., хри­сти­ан­ский ора­тор, гре­че­ский поэт. Один из Отцов Церк­ви, про­зван­ных Кап­па­до­кий­ски­ми Отца­ми. Родил­ся в Кар­ба­ле в Кап­па­до­кии. Учил­ся сна­ча­ла в Кеса­рии Пале­стин­ской и Алек­сан­дрии (349—352 гг.), затем в Афи­нах (352—359 гг.), где подру­жил­ся с Васи­ли­ем и импе­ра­то­ром Юли­а­ном Отступ­ни­ком. После крат­ко­го пре­бы­ва­ния в Кон­стан­ти­но­по­ле, а так­же в род­ном горо­де (359—361 гг.) уда­лил­ся в пусты­ню, где пре­бы­вал с корот­ки­ми пере­ры­ва­ми до 364 г. В даль­ней­шем помо­гал сво­е­му отцу, епи­ско­пу, в управ­ле­нии епар­хи­ей, в 372 г. сам ста­но­вит­ся епи­ско­пом и сно­ва уда­ля­ет­ся в пусты­ню (375—379 гг.), откуда его при­зы­ва­ют на епи­скоп­ский пре­стол в Кон­стан­ти­но­по­ле, от кото­ро­го он отка­зы­ва­ет­ся после того, как его кан­дида­ту­ра была под­верг­ну­та сомне­нию на Кон­стан­ти­но­поль­ском собо­ре. При­нял управ­ле­ние епар­хи­ей в Нази­ан­зе (381—383 гг.) и нако­нец вер­нул­ся в род­ной Кар­бал, где оста­вал­ся до самой смер­ти, ведя жизнь мона­ха. В огром­ное лите­ра­тур­ное наследие Гри­го­рия Бого­сло­ва вхо­дят 45 речей, 245 писем, а так­же поэ­ти­че­ские про­из­веде­ния, насчи­ты­ваю­щие все вме­сте ок. 18 тыс. сти­хов. Тема­ти­ка речей опре­де­ля­ет­ся тео­ло­ги­че­ски­ми и фило­соф­ски­ми про­бле­ма­ми и теку­щи­ми собы­ти­я­ми, как напри­мер годов­щи­на посвя­ще­ния в епи­ско­пы, откры­тие Кон­стан­ти­но­поль­ско­го собо­ра и др. Как ора­тор Гри­го­рий Бого­слов пред­ста­ет атти­ци­стом, ста­ра­тель­но избе­гаю­щий форм, лек­си­ки и кон­струк­ций совре­мен­но­го ему язы­ка и поль­зу­ю­щий­ся клас­си­че­ским гре­че­ским язы­ком, выучен­ным в дол­гий пери­од обу­че­ния. Атти­цизм этот моди­фи­ци­ру­ет­ся цита­та­ми из Биб­лии (кото­рые при­во­дят­ся на койне) и рели­ги­оз­ны­ми дис­кус­си­я­ми, в кото­рых исполь­зо­ва­на спе­ци­аль­ная тео­ло­ги­че­ская тер­ми­но­ло­гия. Он мастер­ски поль­зу­ет­ся все­ми раз­но­вид­но­стя­ми сти­ля, в зави­си­мо­сти от темы или слу­ша­те­лей. Бла­го­да­ря речам Гри­го­рий Бого­слов заслу­жил зва­ние «хри­сти­ан­ско­го Демо­сфе­на» или «Бого­сло­ва», а его про­по­веди ста­ли образ­цо­вым чте­ни­ем в визан­тий­ских рито­ри­че­ских шко­лах. Пись­ма Гри­го­рия Бого­сло­ва (собран­ные им самим) корот­ки и тща­тель­но отредак­ти­ро­ва­ны. Хоро­шее пись­мо, по мне­нию Гри­го­рия Бого­сло­ва, долж­но быть крат­ким, ясным и про­стым. В его пись­мах, в боль­шин­стве сво­ем адре­со­ван­ных дру­зьям, пре­об­ла­да­ет грусть. Они отли­ча­ют­ся дели­кат­но­стью выра­же­ний и глу­би­ной мыс­ли. Мы нахо­дим сре­ди них рас­по­ряди­тель­ные, уте­ши­тель­ные, хода­тай­ст­вен­ные. Пись­ма Гри­го­рия Бого­сло­ва ста­ли образ­цом эпи­сто­ляр­но­го жан­ра для после­дую­щих поко­ле­ний. Он был пер­вым гре­че­ским поэтом, кото­рый сво­бод­но поль­зо­вал­ся любы­ми сти­хотвор­ны­ми раз­ме­ра­ми. Пер­вым из древ­них он сла­га­ет сти­хи в честь сво­ей мате­ри, пер­вый сре­ди хри­сти­ан обра­ща­ет­ся к уче­ни­ям сто­и­ков и пифа­го­рей­цев и пишет гим­ны на дог­ма­ти­че­ские и нрав­ст­вен­ные темы. Самое круп­ное поэ­ти­че­ское про­из­веде­ние Гри­го­рия Бого­сло­ва (насчи­ты­ваю­щее 1949 ямби­че­ских сти­хов) — авто­био­гра­фи­че­ская поэ­ма. Гри­го­рий Бого­слов изме­нил лицо поэ­зии IV в. В его твор­че­стве нахо­дят выра­же­ние не толь­ко измен­чи­вые настро­е­ния впе­чат­ли­тель­но­го поэта, но и бога­тая внут­рен­няя жизнь веру­ю­ще­го и уче­но­го-тео­ло­га. Поэ­мы Гри­го­рия Бого­сло­ва были школь­ным чте­ни­ем в Визан­тии. Ему порой при­пи­сы­ва­ют дра­му-цен­тон Хри­стос стра­даю­щий.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА