ГИППОНАКС; Hipponaks, из Эфеса, вторая половина VI в. до н. э., греческий поэт, ямбограф. По-видимому, происходил из аристократической семьи, но вел нищенскую жизнь шута и балагура. Изгнанный тиранами из Эфеса, он переехал в Клазомены на лидийском побережье. Гиппонакс считался изобретателем метра, прозванного «хромым ямбом» (choliambos). Этот размер представляет собой ямбический триметр, в последней строке которого применяется спондей, а далее следует два ударных слога. Хромой ямб был подходящим размером для насмешливой поэзии Гиппонакса, представляющейся уникальным явлением в греческой литературе. Гиппонакс использовал также правильные ямбы и трохеи. Сохранилось около 170 небольших отрывков. Мы встречаем в них мелких ремесленников и представителей общественного дна, проводящих время в городских закоулках, подозрительных кабаках, занимающихся темными делами, часто разрешающих свои споры при помощи брани и побоев. Основное место занимает здесь сведение счетов с неким скульптором Бупалом и его братом. Согласно легенде, они привели поэта в ярость и пробудили жажду мести своими насмешками. Преследуемые в ответ язвительными ямбами Гиппонакса, оба покончили с собой. Более правдоподобна версия, что причиной ненависти было соперничество из-за гетеры по имени Арета (Добродетель), которая часто упоминается в отрывках. Другие персонажи, такие как незадачливый крестьянин или хитрый художник, принадлежат к тому же самому слою отбросов городского общества. Язык этих отрывков чрезвычайно красочен: обилие ругательств и проклятий, выражения, заимствованные из языков соседних народов — лидийцев и фригийцев. Гиппонакс пользуется в них жаргоном необразованных городских низов. «Нищенская» поэзия основывается на обрядовых песнях-прошениях. Чаще всего это молитвы Гермесу, содержащие просьбы об одежде, обуви и возможности добыть денег, призывы дать еду или одежду, адресованные каким-либо людям, выражение разочарования, если эти призывы остались без ответа. В «нищенских» фрагментах впервые в греческой литературе бог богатства Плутос выступает в образе слепого старца. К этому же направлению можно причислить содержащую перечисление различных деликатесных блюд сатиру на обжору, который проел свое имение и должен был трудиться в поте лица. Особое место занимает один гекзаметрический фрагмент в 4 стихах, возможно, из героико-комической поэмы, воспевающий в гомеровских эпитетах чудовищный аппетит некоего Евримедонтиада. Один лишь этот отрывок доказывает, что Гиппонаксу не была чужда и литературная традиция. Гиппонакс был излюбленным поэтом аттической комедии V и IV вв. до н. э. Аристофан сделал из слепого бога богатства главный персонаж комедии Плутос. Гиппонакс пользовался успехом и у александрийских поэтов, искавших неординарных литературных эффектов. Каллимах объявил его покровителем своего сборника ямбов. Геронд, автор мимов, написанных хромым ямбом, считал себя последователем Гиппонакса. Во II в. н. э. Бабрий писал басни холиямбом. В римской литературе хромым ямбом пользовались Катулл и Марциал.