Античные писатели

ДРАКОНЦИЙ, Блос­сий Эми­лий; Dra­con­tius, Blos­sius Aemi­lius, кон. V в. н. э., латин­ский поэт. Дра­кон­ций про­ис­хо­дил из афри­кан­ской сена­тор­ской семьи. Полу­чил осно­ва­тель­ное рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние, прак­ти­ко­вал как ора­тор и юрист в Кар­фа­гене. Несо­хра­нив­ша­я­ся хва­леб­ная речь в честь чуже­зем­но­го пра­ви­те­ля, воз­мож­но, визан­тий­ско­го импе­ра­то­ра Зено­на, яви­лась при­чи­ной того, что Дра­кон­ций вме­сте со всей семьей был заклю­чен в тюрь­му коро­лем ван­да­лов Гун­та­мун­дом (484—496 гг.). Он был осво­бож­ден толь­ко в цар­ст­во­ва­ние Тра­зи­мун­да (496—523 гг.), кото­ро­го вос­слав­лял в утра­чен­ной поэ­ме. В заклю­че­нии Дра­кон­ций пишет про­из­веде­ние в 158 эле­ги­че­ских дисти­хах (воз­мож­но, под­ра­жая Три­сти­ям Овидия) Удо­вле­тво­ре­ние (Sa­tis­fac­tio), в кото­ром после длин­ной молит­вы Богу поэт рас­ка­и­ва­ет­ся в сво­ей ошиб­ке и про­сят раз­гне­ван­но­го коро­ля о про­ще­нии. Посколь­ку поэ­ма не оправ­да­ла воз­ло­жен­ных на нее ожи­да­ний, Дра­кон­ций напи­сал там же, в заклю­че­нии, дру­гое сочи­не­ние, кото­рое при­нес­ло ему сла­ву, Хва­ла Гос­по­ду (Lau­des Dei), извест­ное дол­гие века под назва­ни­ем Гек­са­ме­рон (Шесть дней тво­ре­ния). В 3 кни­гах поэт про­слав­лял спра­вед­ли­вость и мило­сер­дие Бога, про­явив­ши­е­ся в сотво­ре­нии мира (I кни­га), охра­не­нии мира (II кни­га) и его при­спо­соб­ле­нии к жиз­ни как людей, сле­дую­щих Божьей воле, что было про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­но при­ме­ра­ми из Вет­хо­го Заве­та, так и людей, про­сла­вив­ших­ся отваж­ны­ми поступ­ка­ми, каки­ми было боль­шин­ство геро­ев антич­но­сти (III кни­га). Подоб­но­го же мило­сер­дия поэт ожи­да­ет от вла­ды­ки ван­да­лов. Про­из­веде­ние это извест­но так­же в отредак­ти­ро­ван­ной и пере­ра­ботан­ной вер­сии Евге­ния Толед­ско­го (VII в.). Дра­кон­ций явля­ет­ся и авто­ром 10 малых про­из­веде­ний на антич­ную тема­ти­ку (9 напи­сан­ных гекза­мет­ром, и 1 — в тро­хе­и­че­ских тет­ра­мет­рах), обна­ру­жен­ных в 873 г. и пред­став­ля­ю­щих собой еди­ный сбор­ник под загла­ви­ем Рим­ские пес­ни (Ro­mu­lea), кото­рый вклю­чал и дру­гие про­из­веде­ния на сего­дняш­ний день утра­чен­ные. Сре­ди сохра­нив­ших­ся мы можем выде­лить 2 эпи­та­ла­мы (сва­деб­ные пес­ни), 2 сочи­не­ния, посвя­щен­ные учи­те­лю Дра­кон­ция Фели­ци­а­ну, и мифо­ло­ги­че­ские про­из­веде­ния о Гила­се и Гер­ку­ле­се, а так­же 2 эпи­лия о Елене и Медее. Сти­ли­сти­че­ское сход­ство с Рим­ски­ми пес­ня­ми отли­ча­ет най­ден­ную в 1858 г. Тра­гедию Оре­ста (Ores­tis tra­goe­dia), не явля­ю­щу­ю­ся в стро­гом смыс­ле дра­мой, посколь­ку Дра­кон­ций выра­зил здесь тра­ги­че­ское содер­жа­ние в эпи­че­ской фор­ме в 974 гекза­мет­рах. Порой Дра­кон­цию неза­слу­жен­но при­пи­сы­ва­ют 2 гекза­мет­ри­че­ских сти­хотво­ре­ния О меся­цах (De men­si­bus) и О про­ис­хож­де­нии роз (De ori­gi­ne ro­sa­rum) и сочи­не­ние Болезнь Пер­дик­ки (Aeg­ri­tu­do Per­di­cae), в кото­ром в 290 гекза­мет­рах опи­са­на несчаст­ная любовь Пер­дик­ки к сво­ей мате­ри Каста­лии, послан­ная раз­гне­ван­ной на юно­шу боги­ней Вене­рой. Дра­кон­ций писал тра­ди­ци­он­ным поэ­ти­че­ским язы­ком и знал не толь­ко Свя­щен­ное Писа­ние, но и древ­них авто­ров, ста­рал­ся сле­до­вать клас­си­че­ским образ­цам. Но в его твор­че­стве хва­та­ет и харак­тер­ных для его эпо­хи отступ­ле­ний от клас­си­че­ских норм как в обла­сти язы­ка, так и в сти­хо­сло­же­нии. О поэ­ти­че­ском талан­те Дра­кон­ция гово­рит преж­де все­го его глав­ное про­из­веде­ние Хва­ла Гос­по­ду. Менее цен­ны малые про­из­веде­ния, объ­еди­нен­ные в сбор­ник Рим­ские пес­ни. Дра­кон­ций при­над­ле­жит к наи­бо­лее выдаю­щим­ся поэтам сво­ей эпо­хи. Его чита­ли и ему под­ра­жа­ли, осо­бен­но в Испа­нии VII в.

См. также:
ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА