ЕВСЕВИЙ; Eusebios, из Кесарии Палестинской, ок. 265 — ок. 340 гг. н. э., греческий христианский писатель, греческий историк. Начал научную деятельность под руководством Памфила, который на основе библиотеки Оригена основал в Кесарии исследовательскую базу, где занимались уточнением текста Библии. Евсевий предпринял также научное путешествие в Антиохию и Иерусалим (он пользовался библиотекой, основанной епископом Александром). Собирал материалы о толкованиях Библии, по апологетике и истории Церкви. В знак признательности своему учителю и другу называл себя духовным сыном Памфила и почтил его память биографией (не сохранилась). Когда Памфил принял смерть во время гонений на христиан (309 или 310 г.), Евсевий бежал в Фиваиду в Египте. Ок. 313 г. был избран епископом Кесарийский. Пытался защитить Ария в споре об арианской ереси, за что был низложен на синоде в Антиохии (325 г.). Впоследствии реабилитированный на Никейском соборе (325 г.), в дальнейшем нападал на Ария, а на синоде в Тире (335 г.) стал причиной преследования и изгнания Афанасия, епископа Александрийского. Евсевий не принял назначения патриархом Антиохии. Константин Великий ценил Евсевия как союзника в деле объединения Церкви. Евсевий восхищался императором, который после долгих столетий кровавых преследований упорядочил отношения между Церковью и государством. Он был первым архивистом и хронистом Церкви, а вместе с тем одной из ключевых фигур в споре об арианстве. Характерной чертой творчества Евсевия является многократная переработка произведений и использование более ранних сочинений при работе над новыми. Важнейшие его труды следующие.
Исторические: Хронологические таблицы и очерк истории эллинов и варваров (Chronikoi kanones kai epitome pantodapes historias Hellenon te kai barbaron) — об истории халдеев, ассирийцев (вместе с медами, лидийцами и персами), евреев, египтян, греков и римлян, снабженные таблицами (в параллельных колонках) от рождения Авраама, датируемого 2016/15 г. до н. э., до 303 г. н. э. с заметками об основных событиях мировой истории, а в особенности «священной истории». Евсевий хотел показать, что еврейская религия, продолжением которой является христианство, старше других религий. От первоначального греческого текста сохранились лишь отрывки. Вскоре после смерти Евсевия произведение было бездарно переработано и доведено до 325 г. Этот испорченный текст стал основой армянского перевода в VI в. и латинского перевода (см. Иероним) таблиц, дополненных до 378 г. История Церкви (Ekklesiastike historia) не является общей историей Церкви. Евсевий осветил в ней только некоторые вопросы, касающиеся, например, наследия апостолов, христианских учителей и писателей, гностиков и еретиков, наказаний, ожидающих евреев, гонений на христиан и мученичества. История разрослась в последнем издании (ок. 325 г.) до 10 книг. Кроме греческого текста мы имеем сирийский перевод IV в. н. э., доведенный до 395 г. (являвшийся основой армянского перевода) и латинское переложение Руфина Аквилейского 403 г. В некоторых рукописях к VII книге добавлена реляция о палестинских мучениках 303—
Апологетические произведения: Предвестник Евангелия (Euanglike propagaskeue) в 15 книгах. Евсевий борется здесь с языческим политеизмом и доказывает превосходство еврейской религии, которая была подготовкой к восприятию Евангелия. Книги I—
Риторические произведения: Жизнь Константина (Eis ton bion tu makariu Konstantinu bastleos; лат.: Vita Constantini) в 4 частях. Представляет собой хвалебную речь, написанную после смерти Константина Великого (долгое время ее авторство оспаривалось). К ней добавлены речь Константина, речь Евсевия на тридцатилетний юбилей правления Константина (335 г.) и сочинение Евсевия об освящении храма Гроба Господня в Иерусалиме (335 г.).
Догматические сочинения: Защита Оригена (Apologia hyper Origenus) в 6 частях — защита Оригена от обвинения в неправоверности. Части I—
Библейские сочинения: так называемые Каноны — 10 синоптических таблиц к четырем Евангелиям. Ономастикон — словарь библейских географических названий (кроме греческого текста сохранился латинский перевод Иеронима). Комментарий к Библии, среди прочего к Псалмам и Книге Исайи.