Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКО́ЙТ

Acoe­tes, Ἀκοί­της,

1) Гре­че­ский лоц­ман, о кото­ром в Дио­ни­сов­ских мифах рас­ска­зы­ва­лось сле­дую­щее: одна­жды мат­ро­сы, това­ри­щи Акой­та, выса­ди­лись на Хио­се, встре­ти­ли там пре­крас­но­го маль­чи­ка, нахо­див­ше­го­ся в состо­я­нии опья­не­ния, и захо­те­ли его похи­тить к себе на корабль; Акойт вос­про­ти­вил­ся это­му, при­ни­мая маль­чи­ка (Дио­ни­са) за како­го-нибудь бога. Проснув­шись, маль­чик потре­бо­вал, чтобы моря­ки вез­ли его на Нак­сос, его роди­ну (Ov. met. 3, 582—630); те обе­ща­ли сде­лать это, но не испол­ни­ли обе­ща­ния. Вдруг корабль обви­ва­ет­ся плю­щом, бог явля­ет­ся во всем сво­ем вели­чии; на голо­ве его венок из вино­град­ной лист­вы, у ног его лежат тиг­ры и пан­те­ры; моря­ки, обе­зу­мев от стра­ха, кида­ют­ся в море и там обра­ща­ют­ся в дель­фи­нов (т. ж. 3, 630—690). Акойт один остал­ся невредим и с этих пор стал жре­цом Дио­ни­са в Дио­ни­со­вом хра­ме на Нак­со­се. Так рас­ска­зы­ва­ет у Овидия сам Дио­нис, при­няв на себя вид Акой­та, Пен­фею. Источ­ник это­го ска­за­ния Hom. hymn. 7. in Dion.

2) Ору­же­но­сец Еванд­ра, позд­нее спо­движ­ник и спут­ник Пал­лан­та, сына Еван­дро­ва (Verg. A. 11, 30. 85).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 13—14.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА