Античные писатели

ИРЕНЕЙ; Eire­naios, лат. Ire­nae­us, из Лио­на, ок. 140 — ок. 202 гг. н. э., гре­че­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. Выдаю­щий­ся тео­лог и епи­скоп II в. н. э., уче­ник Поли­кар­па, епи­ско­па Смир­ны, один из Апо­столь­ных Отцов. Во вре­ме­на импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия был свя­щен­ни­ком в Лионе. После муче­ни­че­ской смер­ти епи­ско­па Лион­ско­го и Вен­ско­го Ире­ней ста­но­вит­ся его пре­ем­ни­ком в 177 или 178 г. Сов­мест­но с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он напи­сал пись­мо епи­ско­пу Рима Вик­то­ру в ходе спо­ра о дате празд­но­ва­ния Пас­хи. Соглас­но пре­да­нию, он умер муче­ни­че­ской смер­тью во вре­ме­на пре­сле­до­ва­ний, учи­нен­ных импе­ра­то­ром Севе­ром в 202 г. Писал на гре­че­ском язы­ке. Ори­ги­на­лы двух его про­из­веде­ний, сохра­нив­ших­ся в пере­вод­ном вари­ан­те, утра­че­ны. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное сочи­не­ние — это Изоб­ли­че­ние и отри­ца­ние лож­но­го зна­ния (Elen­chos anat­ro­pe tes pseu­do­ny­mu gno­seos), часто цити­ру­е­мое под латин­ским загла­ви­ем Ad­ver­sus hae­re­ses. Сочи­не­ние в 5 кни­гах сохра­ни­лось в ста­ро­ла­тин­ском пере­во­де, веро­ят­но, III в. н. э., кн. IV и V извест­ны, кро­ме того, в армян­ской вер­сии. Неко­то­рые гре­че­ские фраг­мен­ты мож­но вос­ста­но­вить на осно­ва­нии цитат у дру­гих цер­ков­ных писа­те­лей. Ире­ней напи­сал его меж­ду 180 и 185 г. Самая объ­ем­ная пер­вая кни­га изла­га­ет гно­сти­че­скую систе­му, во вто­рой кни­ге пред­при­ня­та попыт­ка опро­верг­нуть их уче­ние при помо­щи рацио­наль­ных дово­дов, третья кни­га отсы­ла­ет к апо­столь­ской тра­ди­ции, в чет­вер­той мы нахо­дим изло­же­ние истин хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния и пер­вый обра­зец тео­ло­ги­че­ской исто­рии. В кн. V Ире­ней рас­смат­ри­ва­ет хри­сти­ан­ское уче­ние о теле и вос­кре­се­нии из мерт­вых, посколь­ку имен­но эта часть хри­сти­ан­ско­го уче­ния более все­го оспа­ри­ва­лась гно­сти­ка­ми. Сведе­ния о гно­сти­ках Ире­ней почерп­нул у более ран­них поле­ми­стов, про­из­веде­ния кото­рых про­па­ли. Сам же он стал источ­ни­ком инфор­ма­ции для Тер­тул­ли­а­на и Иппо­ли­та. В армян­ском пере­во­де сохра­ни­лось сочи­не­ние Обос­но­ва­ние истин­но­сти апо­столь­ско­го уче­ния (Epi­deik­sis tu apos­to­li­ku ke­ryg­ma­tos). Оно пред­став­ля­ет собой как бы кате­хи­сти­че­ское посо­бие. Дру­гие сочи­не­ния, назван­ные Евсе­ви­ем Кеса­рий­ским, исчез­ли. Ире­ней не стре­мил­ся к сла­ве лите­ра­то­ра, он писал про­стран­но, толь­ко о том, что сам знал, но, несмот­ря на это, ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на после­дую­щие поко­ле­ния хри­сти­ан­ских писа­те­лей.

См. также:
ИРЕНЕЙ (Античные писатели)
ИРЕНЕЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА