ИРЕНЕЙ; Eirenaios, лат. Irenaeus, из Лиона, ок. 140 — ок. 202 гг. н. э., греческий христианский писатель. Выдающийся теолог и епископ II в. н. э., ученик Поликарпа, епископа Смирны, один из Апостольных Отцов. Во времена императора Марка Аврелия был священником в Лионе. После мученической смерти епископа Лионского и Венского Иреней становится его преемником в 177 или 178 г. Совместно с другими епископами он написал письмо епископу Рима Виктору в ходе спора о дате празднования Пасхи. Согласно преданию, он умер мученической смертью во времена преследований, учиненных императором Севером в 202 г. Писал на греческом языке. Оригиналы двух его произведений, сохранившихся в переводном варианте, утрачены. Наиболее значительное сочинение — это Изобличение и отрицание ложного знания (Elenchos anatrope tes pseudonymu gnoseos), часто цитируемое под латинским заглавием Adversus haereses. Сочинение в 5 книгах сохранилось в старолатинском переводе, вероятно, III в. н. э., кн. IV и V известны, кроме того, в армянской версии. Некоторые греческие фрагменты можно восстановить на основании цитат у других церковных писателей. Иреней написал его между 180 и 185 г. Самая объемная первая книга излагает гностическую систему, во второй книге предпринята попытка опровергнуть их учение при помощи рациональных доводов, третья книга отсылает к апостольской традиции, в четвертой мы находим изложение истин христианского вероучения и первый образец теологической истории. В кн. V Иреней рассматривает христианское учение о теле и воскресении из мертвых, поскольку именно эта часть христианского учения более всего оспаривалась гностиками. Сведения о гностиках Иреней почерпнул у более ранних полемистов, произведения которых пропали. Сам же он стал источником информации для Тертуллиана и Ипполита. В армянском переводе сохранилось сочинение Обоснование истинности апостольского учения (Epideiksis tu apostoliku kerygmatos). Оно представляет собой как бы катехистическое пособие. Другие сочинения, названные Евсевием Кесарийским, исчезли. Иреней не стремился к славе литератора, он писал пространно, только о том, что сам знал, но, несмотря на это, оказал значительное влияние на последующие поколения христианских писателей.