Античные писатели

ИЕРОНИМ, Софро­ний Евсе­вий; Hie­ro­ny­mus, Soph­ro­nius Euse­bius, св., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель, Отец Церк­ви, ок. 340—420 гг. н. э. Родил­ся в Стридоне в Дал­ма­ции. Ок. 354 г. при­был в Рим, чтобы изу­чать грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку и фило­со­фию. При­мер­но в 366 г. при­нял хри­сти­ан­ство из рук папы Либе­рия. После окон­ча­ния уче­бы уехал в Тре­вир, где позна­ко­мил­ся с мона­стыр­ской жиз­нью. Затем пере­ехал в Акви­лею, а в 373 г. поехал на Восток, направ­ля­ясь в Иеру­са­лим, но болезнь задер­жа­ла его в Антио­хии. После выздо­ров­ле­ния два года жил в пусты­ни Хал­кис, пре­да­ва­ясь физи­че­ско­му и умст­вен­но­му тру­ду. Ок. 378 г. был руко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки и вско­ре после это­го выехал в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­шал речи Гри­го­рия Бого­сло­ва и изу­чал труды Ори­ге­на. В 382 г. при­был на Рим­ский синод. Завя­зав дру­же­ские отно­ше­ния с папой Дама­том, стал его сек­ре­та­рем. Дамат пору­чил ему реви­зию пере­во­дов Свя­щен­но­го Писа­ния. Вско­ре после смер­ти Дама­та Иеро­ним поки­нул город. Неко­то­рое вре­мя он пре­бы­вал в Егип­те, где слу­шал лек­ции Диди­ма Сле­по­го, а в 386 г. навсе­гда посе­лил­ся в Виф­ле­е­ме. Здесь он осно­вал мона­стырь, шко­лу, вел бла­готво­ри­тель­ную дея­тель­ность и изу­чал древ­не­ев­рей­ский язык. Писа­тель­ская дея­тель­ность Иеро­ни­ма бога­та и раз­но­род­на по сво­е­му содер­жа­нию. Основ­ной его заслу­гой явля­ет­ся реви­зия латин­ских пере­во­дов Свя­щен­но­го Писа­ния и пере­вод неко­то­рых его книг. Пол­ный латин­ский текст Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов под редак­ци­ей Иеро­ни­ма позд­нее был назван Vul­ga­ta. Офи­ци­аль­но при­знан­ный като­ли­че­ской цер­ко­вью, он исполь­зу­ет­ся по сей день. И выпол­нил так же пере­во­ды неко­то­рых про­из­веде­ний Фило­на Алек­сан­дрий­ско­го, Евсе­вия Кеса­рий­ско­го (Хро­ни­ки, кото­рую он допол­нил опи­са­ни­ем собы­тий 325—378 гг.) и Диди­ма Сле­по­го. Иеро­ним оста­вил мно­же­ство соб­ст­вен­ных трудов, в основ­ном эгзе­ге­ти­че­ских (мно­го­чис­лен­ные ком­мен­та­рии к Вет­хо­му и Ново­му Заве­там) и поле­ми­че­ских. Писал он и био­гра­фии. Про­из­веде­ние О слав­ных мужах (Li­ber de vi­ris il­lustri­bus) рас­ска­зы­ва­ет о хри­сти­ан­ских писа­те­лях (частич­но Иеро­ним исполь­зо­вал мате­ри­ал Евсе­вия). Жития мона­хов: Житие св. Пав­ла, Житие св. Илла­ри­о­на и Житие св. Мал­ха — и ранее назван­ные про­из­веде­ния поз­во­ля­ют при­чис­лить Иеро­ни­ма к агио­гра­фам. Сохра­ни­лось так­же 59 про­по­ведей, запи­сан­ных мона­ха­ми, для кото­рых Иеро­ним их про­из­но­сил. Собра­ние писем Иеро­ни­ма чис­лом 154 (сре­ди них попа­да­ют­ся и адре­со­ван­ные ему) пред­став­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но цен­ным источ­ни­ком для иссле­до­ва­ния тогдаш­них отно­ше­ний, гос­под­ст­ву­ю­щих как в Церк­ви, так и во всей Рим­ской Импе­рии. Эти пись­ма отно­сят­ся к раз­ным пери­о­дам жиз­ни Иеро­ни­ма. Иеро­ним — одна из наи­бо­лее выдаю­щих­ся лич­но­стей в исто­рии пат­ри­сти­че­ской лите­ра­ту­ры и исто­рии Церк­ви, и это не бла­го­да­ря неза­у­ряд­ным спо­соб­но­стям — ибо он не был твор­че­ской лич­но­стью, — но, преж­де все­го, бла­го­да­ря неве­ро­ят­ной работо­спо­соб­но­сти и необыч­ной, даже для его вре­ме­ни, эруди­ции. Зна­ние латин­ско­го, гре­че­ско­го, древ­не­ев­рей­ско­го язы­ков, боль­шая начи­тан­ность в древ­них авто­рах, при­ле­жа­ние и доб­ро­со­вест­ность при отбо­ре науч­но­го мате­ри­а­ла при­нес­ли ему при­зна­ние совре­мен­ни­ков, а его сла­ва пере­жи­ла мно­го веков. Как писа­тель Иеро­ним явля­ет­ся пре­крас­ным сти­ли­стом, зна­ко­мым с сек­ре­та­ми рито­ри­че­ско­го мастер­ства и уме­ю­щий их исполь­зо­вать. Прав­да, он писал язы­ком сво­его вре­ме­ни, одна­ко ори­ен­ти­ро­ван­ным на луч­шие образ­цы. Его сочи­не­ния поз­во­ля­ют про­следить раз­ви­тие латин­ско­го язы­ка в IV и V вв. н. э. Но Иеро­ним обла­дал нелег­ким харак­те­ром: он был горяч и само­уве­рен в спо­ре, не умел забы­вать обид, хотя бы и был сам в какой-то сте­пе­ни вино­ват, отли­чал­ся дес­по­тич­но­стью, не шел на ком­про­мис­сы даже там, где тре­бо­ва­лась сдер­жан­ность и неко­то­рая гиб­кость. Но это все же не умень­ша­ет роли это­го вели­ко­го пред­ста­ви­те­ля позд­ней антич­но­сти.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА