Античные писатели

ИОРДАН; Ior­da­nes, VI в. н. э., рим­ский исто­рик (часто назы­вае­мый так­же Иор­да­ний или оши­боч­но Иор­нанд), рома­ни­зо­ван­ный гот, нота­ри­ус, позд­нее, веро­ят­но, духов­ное лицо, воз­мож­но, даже епи­скоп. Напи­сал в 551 г., уже будучи в зре­лом воз­расте, два исто­ри­че­ских про­из­веде­ния. Про­ис­хож­де­ние и исто­рия готов (De ori­gi­ne ac­ti­bus­que Ge­ta­rum), порой цити­ру­е­мое как Гети­ка (Ge­ti­ca), явля­ет­ся пере­ска­зом 12 книг Кас­си­о­до­ра о готах, заклю­чен­ным в 60 разде­лов. Ори­ги­наль­ным тво­ре­ни­ем Иор­да­на пред­став­ля­ет­ся толь­ко заклю­че­ние, в кото­ром он опи­сал исто­рию готов вплоть до смер­ти Вити­ге­за (540 г.). В про­ти­во­по­лож­ность Кас­си­о­до­ру, Иор­дан под­дер­жи­вал союз готов с Восточ­ным Римом, а Юсти­ни­а­на при­зна­вал пред­ста­ви­те­лем закон­ной вла­сти. По его соб­ст­вен­ным сло­вам, он напи­сал исто­рию не столь­ко для сво­его наро­да, сколь­ко для победи­те­лей-рим­лян. Изло­же­ние Иор­да­на цен­но в каче­стве заме­ны несо­хра­нив­ше­го­ся про­из­веде­ния Кас­си­о­до­ра и часто как един­ст­вен­ный источ­ник по гот­ской исто­рии. Про­из­веде­ние Иор­да­на содер­жит и сведе­ния о сла­вя­нах. В дру­гом про­из­веде­нии Исто­рия, или О нача­лах и дея­ни­ях рим­ско­го наро­да (De sum­ma tem­po­rum vel ori­gi­ne ac­ti­bus­que gen­tis Ro­ma­no­rum), часто цити­ру­е­мом как Рома­на (Ro­ma­na), посвя­щен­ном неко­е­му Виги­лию (кото­ро­го не сто­ит иден­ти­фи­ци­ро­вать с папой в 538—555 гг.), Иор­дан пред­ста­вил очерк исто­рии Рима до 551 г. на фоне все­мир­ной исто­рии. Вре­мя от Ада­ма до Авра­ама он вос­со­здал при помо­щи хро­но­ло­гии, дру­гие вре­ме­на — на осно­ва­нии пере­ч­ня асси­рий­ских, мидий­ских, пер­сид­ских царей и даже Пто­ле­ме­ев. Иор­дан исполь­зо­вал Хро­ни­ки Евсе­вия и Иеро­ни­ма (древ­ней­шие вре­ме­на и импе­рия), Фло­ра и Руфия Феста (рес­пуб­ли­ка) и Хро­ни­ки Мар­цел­ли­на Коме­са (эпо­ха до Фео­до­сия). Ком­пи­ля­ция Иор­да­на не име­ет боль­шо­го зна­че­ния, посколь­ку извест­ны источ­ни­ки, где те же собы­тия опи­са­ны луч­ше и точ­нее. Иор­дан не имел соб­ст­вен­но­го взгляда на исто­рию, часто он выда­ет за исто­рию леген­ды. Иор­дан высту­па­ет как сто­рон­ник Юсти­ни­а­на, закон­но­го вла­ды­ки в импе­рии, исто­рия кото­рой для Иор­да­на рав­ня­лась все­мир­ной исто­рии. Сочи­не­ния Иор­да­на, напи­сан­ные на дур­ной латы­ни, не обла­да­ют лите­ра­тур­ны­ми досто­ин­ства­ми.

См. также:
ИОРДАН (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА