Античные писатели

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (лат. ИСПАНСКИЙ); Isi­do­rus His­pa­len­sis, ок. 570—636 гг. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель из знат­ной рим­ско-испан­ской семьи (Кар­фа­ген Испан­ский). После смер­ти сво­его бра­та Леанд­ра стал епи­ско­пом Севиль­ским (ок. 600—636 гг.). Спо­соб­ст­во­вал орга­ни­за­ции школ, биб­лио­тек и скрип­то­ри­ев. Целью лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти Иси­до­ра было общее, а так­же аске­ти­че­ское и тео­ло­ги­че­ское про­све­ще­ние кли­ра. Иси­дор напи­сал мно­же­ство исто­ри­че­ских, дра­ма­ти­че­ских, есте­ствен­но­на­уч­ных, тео­ло­ги­че­ских про­из­веде­ний, но не был само­быт­ным авто­ром. Он очень мно­го читал и делал замет­ки, поэто­му боль­шая часть его про­из­веде­ний состо­ит из выпи­сок и цитат из раз­лич­ных язы­че­ских и хри­сти­ан­ских источ­ни­ков. Мно­гих цити­ру­е­мых авто­ров он знал лишь опо­сре­до­ван­но. Важ­ней­шим и наи­бо­лее извест­ным про­из­веде­ни­ем Иси­до­ра явля­ют­ся Эти­мо­ло­гии (Ety­mo­lo­gia­rum lib­ri XX) в 20 кни­гах, извест­ные так­же как Нача­ла (Ori­gi­nes), кото­рые долж­ны были заме­нить духов­ным лицам целую биб­лио­те­ку и в сжа­той фор­ме изло­жить все те сведе­ния, кото­рые дол­жен знать обра­зо­ван­ный чело­век. Иси­дор начи­на­ет каж­дый раздел с опре­де­ле­ния или опи­са­ния эти­мо­ло­гии поня­тия (отсюда назва­ние про­из­веде­ния). В кн. I—III он при­во­дит сведе­ния из обла­сти грам­ма­ти­ки, рито­ри­ки, диа­лек­ти­ки, ариф­ме­ти­ки, гео­мет­рии, аст­ро­но­мии, а так­же музы­ки, то есть так назы­вае­мых семи сво­бод­ных искусств (sep­tem ar­tes li­be­ra­tes), а в остав­ших­ся рас­ска­зы­ва­ет о меди­цине, пра­ве, фило­со­фии, исто­рии, тео­ло­гии, лите­ра­ту­ре, теат­ре, раз­вле­че­ни­ях, а так­же о раз­лич­ных есте­ствен­ных нау­ках, осве­ща­ет вопро­сы дру­гих обла­стей зна­ния, частью в алфа­вит­ном поряд­ке, частью по тема­ти­че­ско­му прин­ци­пу. Это типич­ная энцик­ло­пе­дия тео­ло­ги­че­ских и свет­ских зна­ний, в тече­ние мно­гих веков, осо­бен­но в пери­од каро­линг­ско­го ренес­сан­са, была для Евро­пы сво­дом про­грамм­ных зна­ний. Извест­ны и мень­шие по объ­е­му дидак­ти­че­ские про­из­веде­ния Иси­до­ра, напри­мер, О при­ро­де вещей (De na­tu­ra re­rum), трак­тат о небес­ных явле­ни­ях и о зем­ле, а так­же Раз­ли­чия (Dif­fe­ren­tia­rum lib­ri II) в 2 кни­гах, сло­варь свет­ских и цер­ков­ных сино­ни­мов. Сре­ди исто­ри­че­ских про­из­веде­ний Иси­до­ра сле­ду­ет назвать само­сто­я­тель­но напи­сан­ное сочи­не­ние, пре­крас­ный источ­ник для изу­че­ния исто­рии готов до 625 г., пред­ва­рен­ное похваль­ным сло­вом в честь род­ной Испа­нии, О про­ис­хож­де­нии готов, цар­стве све­вов и исто­рии ван­да­лов (De ori­gi­ne Gotho­rum et reg­no Sue­bo­rum et Van­da­lo­rum). Небезын­те­рес­но исто­ри­ко-лите­ра­тур­ное про­из­веде­ние О слав­ных мужах (De vi­ris il­lustri­bus), явля­ю­ще­е­ся для нас един­ст­вен­ным источ­ни­ком био­гра­фи­че­ских дан­ных неко­то­рых писа­те­лей, в кото­ром Иси­дор сле­ду­ет за про­из­веде­ни­я­ми Иеро­ни­ма и Ген­на­дия, нося­щи­ми то же назва­ние. Из мно­же­ства дру­гих сочи­не­ний Иси­до­ра, осо­бен­но тео­ло­ги­че­ских, сле­ду­ет вспом­нить неболь­шую работу Кни­га о чис­лах в Свя­щен­ном Писа­нии (Li­ber nu­me­no­rum qui in sanctis scrip­tu­ris oc­cu­runt), где при­во­дят­ся алле­го­ри­че­ские тол­ко­ва­ния неко­то­рых чисел, и отдель­но упо­мя­нуть сочи­не­ние из обла­сти дог­ма­ти­че­ской и нрав­ст­вен­ной тео­ло­гии Сен­тен­ции (Sen­ten­tia­rum lib­ri III) в 3 кни­гах. Иси­дор явля­ет­ся авто­ром 23 эпи­грамм. Собран­ное в про­из­веде­ни­ях Иси­до­ра богат­ство древ­них зна­ний (язы­че­ских и хри­сти­ан­ских) из раз­ных обла­стей жиз­ни при его посред­стве пере­ня­ло сред­не­ве­ко­вье. Глав­ное про­из­веде­ние Иси­до­ра Эти­мо­ло­гии дол­гие века слу­жи­ло — в соот­вет­ст­вии с замыс­лом авто­ра — все­об­щей энцик­ло­пе­ди­ей, тем более цен­ной, что Иси­дор нико­гда не был лишь некри­тич­ным ком­пи­ля­то­ром чужих мыс­лей.

См. также:
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМАД • ДИОН • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА