«ИСТОРИИ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ» («Scriptores historiae Augustae»), собрание 30 биографий римских императоров, латинское произведение, датируемое различным образом: от конца III до VI в. н. э. В рукописях названы имена 6 авторов: Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион, Флавий Вописк. До недавнего времени считалось, что биографии 1—21 являются произведениями первых четырех авторов, а биографии 22—30 принадлежат двум оставшимся. Сегодня, однако, превалирует мнение, что весь сборник написан одним, неизвестным нам автором, не ранее V в. н. э. Сборник включал биографии императоров, узурпаторов и претендентов на престол 117—284 гг. н. э., от Адриана до Нумериана, но его средняя часть, относившаяся к 244—253 гг. н. э., погибла. Некоторые исследователи полагают, что, должно быть, утрачено и начало (жизнеописания Нервы и Траяна), в том случае, если авторы продолжали произведение Светония. Факт этот не доказан, хотя влияние Светония здесь очевидно. Однако Светоний не был единственным образцом, поэтому биографии сборника значительно отличаются по построению от Жизни двенадцати цезарей. Их композиция не так прозрачна. Снабженные вступлением, а часто и эпилогом, они содержат длинные описания, отчетливо выражена морализаторская тенденция. В конце жизнеописаний помещены документы: письма, постановления сената и др. (этих элементов нет у Светония). Документы эти в большинстве своем поддельные. Большие сомнения вызывают также многочисленные литературные источники, на которые ссылаются в сборнике. Из них сохранились очень немногие (как, например, произведение Геродиана Сирийского), и мы часто можем подозревать, что имеем дело с подделкой. Неизвестно, с какой именно целью было написано произведение. Автор (или авторы) выражают свою симпатию Сенату, не одобряя ни наследственной монархии, ни вмешательство армии в политическую жизнь. В последнее время высказывается предположение, что автор скрыл цели написания произведения, свое имя и даты жизни, чтобы эффективнее нападать на христианство, противопоставляя ему идеализированную толерантность язычников. Несмотря на тенденциозность и несомненные, хотя и труднодоказуемые фальсификации, это произведение имеет для нас большую ценность, ибо является единственным сохранившимся источником сведений о правлении императоров II и III вв. н. э. Оно содержит много важной информации о жизни двора и повседневной жизни, в нем присутствуют многочисленные анекдоты. Написанное в духе сенаторской идеологии, оно иллюстрирует политическую мысль и религиозные волнения эпохи.