КАССИОДОР, Флавий Магн Аврелий; Cassiodorus, Flavius Magnus Aurelius, ок. 490 — ок. 583 гг. н. э., римский историк, латинский христианский писатель. Родился в Южной Италии в семье высших чиновников, по происхождению сирийцев. Получил всесторонее образование; отец устроил его на государственную службу при дворе остготских владык Теодориха Великого (493—526 гг.), его дочери Амаласунты (526—535 гг.) и Витигеза (536—540 гг.). Кассиодор прошел все ступени чиновничьей иерархии (507—511 гг. — квестор, 514 г. — консул, между 523 и 527 гг. — придворный церемонимейстер, 533 г. — префект претория), а при исполнении должности префекта стал патрицием. Задачей Кассиодора как начальника придворной канцелярии была стилистическая обработка королевских распоряжений. Кассиодор был также ученым-историком. Ок. 540 г., когда готское владычество очевидно приближалось к концу, Кассиодор отошел от общественных дел и на территории своих родовых владений в Калабрии основал монастырь. Сам не будучи монахом, тем не менее поддерживал словом и делом созданную им общину. Свой давний замысел, поддержанный папой Агапитом (535—536 гг.), об основании высшей теологической школы в Риме Кассиодор реализует здесь, в Виварии, где был создан монастырь, являвшийся также научным и религиозным центром, где имелось все, что могла предоставить наука того времени (в том числе и крупнейшее по тем временам книжное собрание), и монахи изучали не только Священное Писание, но и светские науки. Вследствие этого творчество Кассиодора распадается на две в основе своей различные части. К первому периоду принадлежат Хроники (Chronica), которые начинаются с сотворения мира; Кассиодор, опираясь на Евсевия, Иеронима и Ливия, приводит списки ассирийских, латинских, римских царей, а также римских консулов вплоть до 519 г. н. э., то есть года написания произведения. При некоторых именах Кассиодор помещает краткие исторические и литературные заметки, представляя готов в выгодном освещении где только возможно. Этой тенденциозностью было в еще большей степени отмечено несохранившееся, но известное нам в пересказе Иордана историческое произведение Происхождение и история готов (De origine actibusque Gothorum) в 12 книгах, написанное в 526—533 гг. В соответствии с направленностью политики Теодориха, Кассиодор хотел доказать, что готы с древнейших времен играли важную роль в мировой истории, а теперь наряду с римлянами могут решать судьбы мира. В 537 г. Кассиодор издал в 12 книгах 468 канцелярских документов под заглавием Variarum libri XII. Это были документы, которые он сам написал, пребывая на высоких государственных должностях, либо те, что он редактировал от имени короля. В кн. VI и VII мы находим образцы писем, в которые в канцелярии подставляли соответствующие данные. Письма Кассиодора охотно читались в эпоху средневековья и сделались образцами служебной переписки. Хотя Кассиодор и издал письма, наиболее с его точки зрения интересные в стилистическом отношении, часто опуская конкретные имена, даты и т. п., они представляют значительный исторический интерес в качестве источника изучения общественной жизни того времени. Фрагментарно сохранились Речи (Orationes) и История рода Кассиодоров (Ordo genesis Cassiodororum). Небольшой трактат О душе (De anima), хотя и был создан несколькими годами позднее, должен был стать XIII кн. Variarum и как бы связующим звеном между светским творчеством и теологией. Все творчество второго периода, когда Кассиодор сосредоточил свое внимание на теологических и энциклопедических исследованиях, определяет забота о духовном и интеллектуальном развитии монахов. Эгзегетические сочинения, как например Комментарий к Псалмам (Expositio psalmorum), часто читали в средние века, комментарии к некоторым книгам Нового Завета или утраченная Liber memorialis (Памятная книга) должны были послужить религиозному образованию монахов. Наиболее значительным произведением Кассиодора являются Указания (Institutiones) в 2 книгах, представляющие собой как бы вступление к изучению светских и церковных наук, которые имели своей целью облегчить монахам их усвоение. Книга I, называемая также Закон Божий (Divinae litterae), представляет собой введение в изучение теологии. Кассиодор представляет достойные чтения книги из богатой библиотеки монастыря и кратко характеризует заслуживающих внимания христианских писателей. Монахам, неспособным к научной работе, Кассиодор предписывает работу в саду, в поле, заботу о больных, рекомендуя им также соответствующую литературу. Но наиболее значительной для монаха работой Кассиодор считает переписывание Священного Писания. Поэтому он уделяет внимание занятиям орфографией, а под конец жизни (в возрасте 93 лет) по просьбам монахов написал на основе выборки из различных грамматик небольшую работу Об орфографии, обладающую большой ценностью, ибо Кассиодор сохранил в ней многочисленные фрагменты утраченных грамматических трудов. В кн. II, называемой также Мирские науки (Saeculares или Humanae litterae), Кассиодор в 7 разделах представил 7 признанных наук (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, астрономию и музыку), то есть всю светскую науку, которую он считал необходимым дополнением теологии. Пособием по изучению истории Церкви была История Церкви в трех частях (Historia ecclesiastica tripartita) в 13 книгах, составленная из фрагментов трех историков Церкви: Феодорета, Созомена и Сократа, переведенных на латинский язык Епифанием Схоластом. Она была задумана продолжением Церковной истории Евсевия Кесарийского. Наибольшее значение имела не столько общественная или даже литературная деятельность Кассиодора (он писал сначала для королевского двора, затем для монахов), но прежде всего преподавательская и просветительская. Он создал монастырскую библиотеку, прекрасно снабженную теологическими изданиями и пособиями по светским наукам, в том числе и по естественным, и приказал собирать и переписывать, а потом переводить греческие рукописи на латынь. Центр, каким был Вивари, распался после смерти его основателя, но он возродился в монастырских школах каролингской эпохи и средних веков, где произведения Кассиодора служили учебными пособиями.