КАТОН (СТАРШИЙ), Марк Порций Катон Цензор; Marcus Porcius Cato Censorius, 234—149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, Катон принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле, происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ранней молодости он готовился заниматься хозяйственными делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. В 217—216 гг. поступил на военную службу, с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Как первый среди Порциев (homo novus), Катон начал добиваться должностей. В 204 г. был в Африке квестором при Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем. На обратном пути в Рим взял с собой с Сардинии поэта Энния. Народным эдилом он был в 199 г., затем в 198 г. в качестве претора пребывал на Сардинии, искореняя ростовщичество. Будучи консулом в 195 г., одержал победу в Испании, за что получил в 194 г. право на триумф. В 184 г. стал цензором и эту должность исполнял с необычайной суровостью (отсюда его прозвище), среди прочего удалив из сената 7 сенаторов. От общественной жизни никогда не отходил. Непримиримый враг Карфагена, постоянно призывал к его разрушению. Но прежде всего он боролся всеми возможными способами против наступающей эллинизации, особенно преследовал римских филэллинов, среди них с особой настойчивостью — Сципиона. Именно эта неприязнь к эллинизации и стремление воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192 г.) и сделали из Катона писателя. Вскоре после вступления в должность цензора Катон собственноручно написал для сына большими буквами историю Рима, разумеется, понятую и трактуемую по-своему, а когда сын немного подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую собственным опытом, в Наставлении сыну (Praecepta ad filium). Это произведение, признанное повсюду первой римской энциклопедией, содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине. Все указания пронизаны моралистическими тенденциями, как это видно на примере определения оратора, который является «справедливым человеком, владеющим искусством красноречия. Тот же дидактический характер имело прозаическое сочинение Об обычаях (Carmen de moribus). Катон создавал также пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина. Мы знаем следующие названия: Медицинские записки (Commentariis de medicina), Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris Civilis), О военном деле (De re militari). К этому ряду специальных трудов принадлежало также произведение О сельском хозяйстве (De agri cultura), наиболее древний памятник латинской прозы. Это не систематическое изложение современных автору знаний о земледелии, но собрание относительно упорядоченных указаний по ведению хозяйства в поместье. Некие попытки систематизации можно обнаружить лишь в начальной части, а именно в разделах 1—54, касающихся покупки и обустройства поместья, выделки вина и оливок, а также полевых работ. Оставшаяся часть представляет собой разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо основной мыслью и — кроме частых повторений — без какой-либо связи с начальной частью. Этот непритязательный сборник советов доброго хозяина, постоянно дополняемый и перерабатываемый, создавался на протяжении многих лет; он показывает нам Катона человеком, который постоянно чему-то учился. Уже в старости, ок. 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г.; несохранившееся произведение носило довольно своеобразное название Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной история Рима от основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти, а кн. II—III излагали легенды об основании других италийских городов. Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. Таким образом, IV кн. описывала Пунические войны, кн. V, вероятно, Македонские войны, кн., VI — войны с Антиохом III Великим и кн. VII — войны в Испании. Такое построение было следствием заведомого разрыва с традициями римской анналистики, что проявляется и в том, что Катон не пишет, как его предшественники, по-гречески, но только по-латыни. Таким образом, Катон стал подлинным творцом римской историографии. Сохраняющаяся двойственность произведения (кн. I—III и кн. V—VII), не слишком подходящее к целому название и опускание событий от падения царской власти до начала I Пунической войны требуют объяснения. Пробелы в изложении римской истории очевидны, в то время как в кн. II—III при изложении истории италийских городов неоднократно приводятся сведения о событиях из истории Рима. Заглавие же, соответствующее содержанию кн. I—III, было позднее сохранено за целым произведением. Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, Катон не приводит в Началах ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян; исторические события Катон оценивал по-своему. С политической и общественной деятельностью связаны речи Катона; их было чрезвычайно много. 44 раза обвиненный, Катон защищался перед судом самостоятельно и всегда успешно. Со времени консульства публиковал свои речи. Цицерон знал их более 150, от половины остались лишь фрагменты. Все сочинения Катона отличаются добросовестностью обработки и хорошим знанием предмета; там, где считал это необходимым, использовал даже греческие источники. Язык Катона был весьма разнообразен. В специальных сочинениях он не слишком отклонялся от бытовой латыни. Своеобразие речи Катона справедливо оценил Геллий, который пишет: «Все это, быть может, и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее — невозможно. Следы заведомой стилизации носят фрагменты Начал и речей; их язык несколько архаизирован и возвышен, особенно в речах. Стилю Катона подражал Саллюстий. За исключением периода повышенного интереса к староримской литературе в правление Адриана, который ценил Катона выше, чем Цицерона, влияние его творчества на историю римской литературы очень незначительно. Из его наследия быстрее всего устарели речи, что вполне понятно, хотя предостережение Квинтилиана, чтобы юноши не читали Катона, наводит на мысль, что обаяние этих речей и тогда было немалым. Лучшее в художественном отношении произведение Начала (в форме своей скопированное Саллюстием) не оказало большого влияния на развитие римской историографии; оно было забыто не только из-за смены литературных пристрастий, но и по вне-литературным причинам, ибо прославляло республиканский строй. Литературно посредственное сочинение О сельском хозяйстве дошло до нас постольку, поскольку служило настольной книгой владельца поместья.