Античные писатели

КАТОН (СТАРШИЙ), Марк Пор­ций Катон Цен­зор; Mar­cus Por­cius Ca­to Cen­so­rius, 234—149 гг. до н. э., рим­ский поли­тик, ора­тор и писа­тель. Бла­го­да­ря изоби­лию источ­ни­ков, Катон при­над­ле­жит к чис­лу наи­бо­лее извест­ных лич­но­стей II в. до н. э. Он родил­ся в Туску­ле, про­ис­хо­дил из всад­ни­че­ско­го рода (экви­тов) и вос­пи­ты­вал­ся на родине в стране саби­нян, где доль­ше все­го про­дер­жа­лись суро­вые древ­не­рим­ские обы­чаи. С ран­ней моло­до­сти он гото­вил­ся зани­мать­ся хозяй­ст­вен­ны­ми дела­ми, работая в поле, зача­стую вме­сте с раба­ми. В 217—216 гг. посту­пил на воен­ную служ­бу, с 214 г. был воен­ным три­бу­ном на Сици­лии. Как пер­вый сре­ди Пор­ци­ев (ho­mo no­vus), Катон начал доби­вать­ся долж­но­стей. В 204 г. был в Афри­ке кве­сто­ром при Пуб­лии Кор­не­лии Сци­пи­оне Афри­кан­ском Стар­шем. На обрат­ном пути в Рим взял с собой с Сар­ди­нии поэта Энния. Народ­ным эди­лом он был в 199 г., затем в 198 г. в каче­стве пре­то­ра пре­бы­вал на Сар­ди­нии, иско­ре­няя ростов­щи­че­ство. Будучи кон­су­лом в 195 г., одер­жал победу в Испа­нии, за что полу­чил в 194 г. пра­во на три­умф. В 184 г. стал цен­зо­ром и эту долж­ность испол­нял с необы­чай­ной суро­во­стью (отсюда его про­зви­ще), сре­ди про­че­го уда­лив из сена­та 7 сена­то­ров. От обще­ст­вен­ной жиз­ни нико­гда не отхо­дил. Непри­ми­ри­мый враг Кар­фа­ге­на, посто­ян­но при­зы­вал к его раз­ру­ше­нию. Но преж­де все­го он борол­ся все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми про­тив насту­паю­щей элли­ни­за­ции, осо­бен­но пре­сле­до­вал рим­ских фил­эл­ли­нов, сре­ди них с осо­бой настой­чи­во­стью — Сци­пи­о­на. Имен­но эта непри­язнь к элли­ни­за­ции и стрем­ле­ние вос­пи­тать в рим­ских тра­ди­ци­ях сына Мар­ка (ок. 192 г.) и сде­ла­ли из Като­на писа­те­ля. Вско­ре после вступ­ле­ния в долж­ность цен­зо­ра Катон соб­ст­вен­но­руч­но напи­сал для сына боль­ши­ми бук­ва­ми исто­рию Рима, разу­ме­ет­ся, поня­тую и трак­ту­е­мую по-сво­е­му, а когда сын немно­го под­рос, изло­жил ему прак­ти­че­скую житей­скую муд­рость, добы­тую соб­ст­вен­ным опы­том, в Настав­ле­нии сыну (Prae­cep­ta ad fi­lium). Это про­из­веде­ние, при­знан­ное повсюду пер­вой рим­ской энцик­ло­пе­ди­ей, содер­жа­ло настав­ле­ния в сель­ском хозяй­стве, рито­ри­ке и меди­цине. Все ука­за­ния про­ни­за­ны мора­ли­сти­че­ски­ми тен­ден­ци­я­ми, как это вид­но на при­ме­ре опре­де­ле­ния ора­то­ра, кото­рый явля­ет­ся «спра­вед­ли­вым чело­ве­ком, вла­де­ю­щим искус­ст­вом крас­но­ре­чия. Тот же дидак­ти­че­ский харак­тер име­ло про­за­и­че­ское сочи­не­ние Об обы­ча­ях (Car­men de mo­ri­bus). Катон созда­вал так­же посо­бия по раз­лич­ным вопро­сам, важ­ным для поме­щи­ка и граж­да­ни­на. Мы зна­ем сле­дую­щие назва­ния: Меди­цин­ские запис­ки (Com­men­ta­riis de me­di­ci­na), Замет­ки о граж­дан­ском пра­ве (Com­men­ta­rii iuris Ci­vi­lis), О воен­ном деле (De re mi­li­ta­ri). К это­му ряду спе­ци­аль­ных трудов при­над­ле­жа­ло так­же про­из­веде­ние О сель­ском хозяй­стве (De ag­ri cul­tu­ra), наи­бо­лее древ­ний памят­ник латин­ской про­зы. Это не систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние совре­мен­ных авто­ру зна­ний о зем­леде­лии, но собра­ние отно­си­тель­но упо­рядо­чен­ных ука­за­ний по веде­нию хозяй­ства в поме­стье. Некие попыт­ки систе­ма­ти­за­ции мож­но обна­ру­жить лишь в началь­ной части, а имен­но в разде­лах 1—54, касаю­щих­ся покуп­ки и обу­строй­ства поме­стья, выдел­ки вина и оли­вок, а так­же поле­вых работ. Остав­ша­я­ся часть пред­став­ля­ет собой раз­но­об­раз­ные хозяй­ст­вен­ные сове­ты, не объ­еди­нен­ные какой-либо основ­ной мыс­лью и — кро­ме частых повто­ре­ний — без какой-либо свя­зи с началь­ной частью. Этот непри­тя­за­тель­ный сбор­ник сове­тов доб­ро­го хозя­и­на, посто­ян­но допол­ня­е­мый и пере­ра­ба­ты­вае­мый, созда­вал­ся на про­тя­же­нии мно­гих лет; он пока­зы­ва­ет нам Като­на чело­ве­ком, кото­рый посто­ян­но чему-то учил­ся. Уже в ста­ро­сти, ок. 168 г., Катон при­сту­пил к обра­бот­ке исто­рии Рима, кото­рую довел до 149 г.; несо­хра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние носи­ло доволь­но свое­об­раз­ное назва­ние Нача­ла (Ori­gi­nes). Оно содер­жа­ло 7 книг, из кото­рых пер­вая была посвя­ще­на леген­дар­ной исто­рия Рима от осно­ва­ния Эне­ем в 751 г. до н. э. до паде­ния цар­ской вла­сти, а кн. II—III изла­га­ли леген­ды об осно­ва­нии дру­гих ита­лий­ских горо­дов. Леген­дар­ный мате­ри­ал Катон допол­нял обиль­ны­ми гео­гра­фо-этно­гра­фи­че­ски­ми сведе­ни­я­ми. Остав­ши­е­ся кни­ги, свое­об­ра­зие кото­рых вид­но даже из фраг­мен­тов, содер­жа­ли исто­рию Рима. Таким обра­зом, IV кн. опи­сы­ва­ла Пуни­че­ские вой­ны, кн. V, веро­ят­но, Македон­ские вой­ны, кн., VI — вой­ны с Антиохом III Вели­ким и кн. VII — вой­ны в Испа­нии. Такое постро­е­ние было след­ст­ви­ем заве­до­мо­го раз­ры­ва с тра­ди­ци­я­ми рим­ской анна­ли­сти­ки, что про­яв­ля­ет­ся и в том, что Катон не пишет, как его пред­ше­ст­вен­ни­ки, по-гре­че­ски, но толь­ко по-латы­ни. Таким обра­зом, Катон стал под­лин­ным твор­цом рим­ской исто­рио­гра­фии. Сохра­ня­ю­ща­я­ся двой­ст­вен­ность про­из­веде­ния (кн. I—III и кн. V—VII), не слиш­ком под­хо­дя­щее к цело­му назва­ние и опус­ка­ние собы­тий от паде­ния цар­ской вла­сти до нача­ла I Пуни­че­ской вой­ны тре­бу­ют объ­яс­не­ния. Про­бе­лы в изло­же­нии рим­ской исто­рии оче­вид­ны, в то вре­мя как в кн. II—III при изло­же­нии исто­рии ита­лий­ских горо­дов неод­но­крат­но при­во­дят­ся сведе­ния о собы­ти­ях из исто­рии Рима. Загла­вие же, соот­вет­ст­ву­ю­щее содер­жа­нию кн. I—III, было позд­нее сохра­не­но за целым про­из­веде­ни­ем. Из-за нена­ви­сти к ари­сто­кра­ти­че­ским родам, пред­ста­ви­те­ли кото­рых управ­ля­ли рим­ской поли­ти­кой, Катон не при­во­дит в Нача­лах ни одно­го име­ни. Это была исто­рия Рима, пред­на­зна­чен­ная для рим­лян; исто­ри­че­ские собы­тия Катон оце­ни­вал по-сво­е­му. С поли­ти­че­ской и обще­ст­вен­ной дея­тель­но­стью свя­за­ны речи Като­на; их было чрез­вы­чай­но мно­го. 44 раза обви­нен­ный, Катон защи­щал­ся перед судом само­сто­я­тель­но и все­гда успеш­но. Со вре­ме­ни кон­суль­ства пуб­ли­ко­вал свои речи. Цице­рон знал их более 150, от поло­ви­ны оста­лись лишь фраг­мен­ты. Все сочи­не­ния Като­на отли­ча­ют­ся доб­ро­со­вест­но­стью обра­бот­ки и хоро­шим зна­ни­ем пред­ме­та; там, где счи­тал это необ­хо­ди­мым, исполь­зо­вал даже гре­че­ские источ­ни­ки. Язык Като­на был весь­ма раз­но­об­ра­зен. В спе­ци­аль­ных сочи­не­ни­ях он не слиш­ком откло­нял­ся от быто­вой латы­ни. Свое­об­ра­зие речи Като­на спра­вед­ли­во оце­нил Гел­лий, кото­рый пишет: «Все это, быть может, и мож­но было бы изло­жить более строй­но и бла­го­звуч­но, но выра­зи­тель­ней и живее — невоз­мож­но. Следы заве­до­мой сти­ли­за­ции носят фраг­мен­ты Начал и речей; их язык несколь­ко арха­и­зи­ро­ван и воз­вы­шен, осо­бен­но в речах. Сти­лю Като­на под­ра­жал Сал­лю­стий. За исклю­че­ни­ем пери­о­да повы­шен­но­го инте­ре­са к ста­ро­рим­ской лите­ра­ту­ре в прав­ле­ние Адри­а­на, кото­рый ценил Като­на выше, чем Цице­ро­на, вли­я­ние его твор­че­ства на исто­рию рим­ской лите­ра­ту­ры очень незна­чи­тель­но. Из его наследия быст­рее все­го уста­ре­ли речи, что вполне понят­но, хотя пре­до­сте­ре­же­ние Квин­ти­ли­а­на, чтобы юно­ши не чита­ли Като­на, наво­дит на мысль, что оба­я­ние этих речей и тогда было нема­лым. Луч­шее в худо­же­ст­вен­ном отно­ше­нии про­из­веде­ние Нача­ла (в фор­ме сво­ей ско­пи­ро­ван­ное Сал­лю­сти­ем) не ока­за­ло боль­шо­го вли­я­ния на раз­ви­тие рим­ской исто­рио­гра­фии; оно было забы­то не толь­ко из-за сме­ны лите­ра­тур­ных при­стра­стий, но и по вне-лите­ра­тур­ным при­чи­нам, ибо про­слав­ля­ло рес­пуб­ли­кан­ский строй. Лите­ра­тур­но посред­ст­вен­ное сочи­не­ние О сель­ском хозяй­стве дошло до нас постоль­ку, посколь­ку слу­жи­ло настоль­ной кни­гой вла­дель­ца поме­стья.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМОХАР • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)
Переработан в эпоху Флавиев.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Марка Антония (или Катона Цензора?).
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 59.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет политического деятеля.
Мрамор с греческих островов.
80—70 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, I. 59.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет (Авл Постумий Альбин, консул 99 г. до н. э.?)
Переработан в эпоху Флавиев.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 53.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА