КАТУЛЛ, Гай Валерий; Catullus, Gaius Valerius, ок. 84 — ок. 54 гг. до н. э., римский поэт. Происходил из семьи состоятельных веронцев. Учился в Риме. Никогда не проявлял политических амбиций. В 57 г. в свите пропретора Гая Меммия прибыл в Вифинию, где посетил могилу своего брата. Вернулся в Рим уже в 56 г. В Риме примкнул к группировке молодых поэтов, прозванных неотериками, многие из которых, как и он сам, были уроженцами Южной Италии. Именно тогда он влюбился в Клодию, сестру знаменитого трибуна Публия Клодия. Эта любовь принесла ему много разочарований и оказала глубокое влияние на все его творчество, где Клодия выступает под именем Лесбии. Произведения Катулла сохранились в средневековых рукописях в виде сборника под заглавием Книга Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber), быть может, составленного самим автором. Этот сборник состоит из трех частей: средняя содержит 18 более крупных произведений (61—68), тогда как первая, метрически чрезвычайно разнообразная (1—60), и последняя (89—116) включают в себя короткие стихотворения, причем начиная с 65 песни все произведения написаны исключительно элегическим дистихом. В коротких стихотворениях основная тема — это любовь Катулла к Лесбии, его счастье, а потом ревность, разочарование и горечь. Величие поэта проявляется прежде всего в огромной силе его чувства, которую мы находим также в элегии о могиле брата (и в двух других упоминаниях о его смерти) и в других произведениях, посвященных как друзьям, так и врагам. Катулл ожесточенно нападал на своих соперников, удостоившихся внимания Лесбии, но порой и на других, неизвестных нам людей. Высмеивал Цезаря и его сторонников, часто довольно метко, полемизировал с представителями традиционных поэтических направлений. Хотя Катулл представляется прежде всего поэтом пылких страстей как в любви, так и в ненависти, его произведения являются плодами тщательной художественной отделки. Их бросающаяся в глаза простота и естественность — лучшее свидетельство совершенного владения Катуллом поэтическим мастерством. В крупных произведениях Катулла за формальный образец принимаются чаще всего нам неизвестные сочинения александрийских поэтов, они также демонстрируют широкую эрудицию, однако несут и нигде ранее не встречавшийся оттенок чувствительности. В свадебной песне, посвященной Манлию Торквату и Винии Аврункулее (61), Катуллу удалось передать свои теплые чувства к молодой паре; велико очарование и другой песни на ту же тему (62), где состязаются между собой хоры девушек и юношей. Неистово-грозовой атмосферой насыщена поэма о юноше по имени Аттис (63), написанная трудным и малоупотребительным размером (так называемым галламбахом). Она рассказывает о трагедии молодого грека, почитателя богини Кибелы, который в приступе оргиастического безумия лишает себя мужского достоинства. Вероятно, на образцы александрийской поэзии ориентирована поэма Свадьба Пелея и Фетиды, эпиллион в 408 гекзаметрах. Контраст с картинами свадебного веселья составляет здесь развернутое (более половины всей поэмы) повествование об Ариадне, брошенной Тесеем на острове Наксос. Отрывок 67 представляет собой оригинальную версию типичного для эллинистической поэзии сетования влюбленного у закрытых дверей возлюбленной. Катулл разговаривает с дверью, и этот диалог раскрывает довольно свободный образ жизни хозяйки дома, некоей веронской дамы. Это поистине «жалоба двери», а не «жалоба влюбленного. Во всем творчестве Катулла мы находим следы влияния его великих предшественников, как поэтов эллинистической эпохи (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит), так и более ранних (Архилох, Сапфо, Еврипид, Аристофан). Среди стихотворений, посвященых Лесбии, обращает на себя внимание великолепная парафраза песни Сапфо (51), а среди крупных произведений — довольно верный перевод элегии Каллимаха Локон Береники. В любом случае Катулл является новатором, а его непреходящей заслугой представляется введение в элегию субъективного элемента, где миф становится средством выражения самых глубоких переживаний поэта. Его творчество открыло дорогу позднейшим римским поэтам, особенно Проперцию и Тибуллу, а также Горацию.