Античные писатели

КЛАВДИАН, Клав­дий; Clau­dia­nus, Clau­dius, ум. после 404 г. н. э., латин­ский и гре­че­ский эпи­че­ский поэт. Родил­ся в Егип­те, вос­пи­ты­вал­ся в Алек­сан­дрии, где поми­мо род­но­го гре­че­ско­го овла­дел латин­ским язы­ком, что позд­нее в Риме поз­во­ли­ло ему вой­ти в тес­ный кон­такт с рим­ской ари­сто­кра­ти­ей и опре­де­ли­ло его даль­ней­шую поэ­ти­че­скую карье­ру. В 395 г. он был уже в Риме, затем в тече­ние несколь­ких лет пре­бы­вал в Медио­лане в каче­стве при­двор­но­го поэта импе­ра­то­ра Гоно­рия и его вое­на­чаль­ни­ка Сти­ли­хо­на, поли­ти­че­скую дея­тель­ность кото­рых он опи­сы­вал и про­слав­лял в сво­их поэ­мах. В 400—402 гг. добил­ся боль­ших поче­стей (напри­мер, его ста­туя была постав­ле­на на Фору­ме Тра­я­на). Клав­ди­ан писал по-гре­че­ски и по-латы­ни. Его твор­че­ство — это типич­ная при­двор­ная поэ­зия на слу­чай, созда­вав­ша­я­ся в 395—404 гг. Посколь­ку поэт сам читал свои сти­хи на празд­ни­ках, по пово­ду кото­рых они были напи­са­ны, они созда­ва­лись неза­дол­го до тор­же­ст­вен­ной даты, что поз­во­ли­ло уста­но­вить вре­мя напи­са­ния боль­шин­ства про­из­веде­ний. Под све­жим впе­чат­ле­ни­ем от едва закон­чив­ших­ся войн Клав­ди­ан созда­вал новые исто­ри­че­ские эпо­сы, кото­рые вме­сте с длин­ны­ми гекза­мет­ри­че­ски­ми сти­хотво­ре­ни­я­ми (пане­ги­ри­ка­ми и инвенк­ти­ва­ми), касаю­щи­ми­ся поли­ти­че­ских собы­тий, состав­ля­ют наи­бо­лее зна­чи­тель­ную часть его бога­то­го твор­че­ско­го наследия. В пер­вом напи­сан­ном по-латы­ни про­из­веде­нии (ранее в юно­ше­ский пери­од в Алек­сан­дрии он писал в основ­ном по-гре­че­ски; из создан­но­го тогда, за исклю­че­ни­ем фраг­мен­та из Гиган­то­ма­хии и, может быть, несколь­ких эпи­грамм в Пала­тин­ский анто­ло­гии, ниче­го не сохра­ни­лось) На кон­суль­ство бра­тьев Анция Проб­ния и Анция Гер­мо­ге­ни­а­на Олиб­рия он про­слав­лял двух бра­тьев, кото­рых импе­ра­тор Фео­до­сий пожа­ло­вал в доволь­но моло­дом воз­расте кон­суль­ст­вом на 395 г. Поздрав­ле­ния в свя­зи с вступ­ле­ни­ем в долж­ность кон­су­ла в 399 г. чело­ве­ка, кото­ро­го он позд­нее высме­и­ва­ет в эпи­грам­ме 21 за нера­ди­вое испол­не­ние долж­но­сти, содер­жит­ся в Пане­ги­ри­ке на кон­суль­ство Ман­лия Тео­до­ра. Одна­ко наи­бо­лее извест­ны 3 пане­ги­ри­ка по слу­чаю при­ня­тия кон­суль­ства импе­ра­то­ром Гоно­ри­ем. В сти­хотво­ре­нии Пане­ги­рик на третье кон­суль­ство Гоно­рия Авгу­ста Клав­ди­ан вос­хва­лял один­на­дца­ти­лет­не­го кон­су­ла 396 г. и пред­ска­зы­вал ему пре­крас­ную будущ­ность. В раз­вер­ну­том про­из­веде­нии по пово­ду чет­вер­то­го кон­суль­ства импе­ра­то­ра появ­ля­ет­ся образ Фео­до­сия, отца Гоно­рия, кото­рый пред­став­ля­ет­ся образ­цом иде­аль­но­го пра­ви­те­ля. Пер­вая поезд­ка Гоно­рия в каче­стве импе­ра­то­ра и кон­су­ла в 404 г. из Медио­ла­на в Рим, где он был доб­ро­же­ла­тель­но при­нят, воен­ные успе­хи кон­су­ла и вое­на­чаль­ни­ка Сти­ли­хо­на состав­ля­ют содер­жа­ние сти­хотво­ре­ния Пане­ги­рик на VI кон­суль­ство Гоно­рия Авгу­ста. При импе­ра­тор­ском дво­ре Клав­ди­ан свел более близ­кое зна­ком­ство с ван­да­лом Сти­ли­хо­ном, кото­рый управ­лял от име­ни мало­лет­не­го Гоно­рия и добил­ся проч­но­го поло­же­ния. Сти­ли­хон был побор­ни­ком един­ства и мощи вели­кой Рим­ской импе­рии. Горя­чим сто­рон­ни­ком тех же иде­а­лов был и Клав­ди­ан, поэто­му он сде­лал Сти­ли­хо­на геро­ем боль­шиства сво­их исто­ри­че­ских эпо­сов и дру­гих поли­ти­че­ских про­из­веде­ний. Вос­хва­ле­нию дей­ст­вий Сти­ли­хо­на и под­держ­ке его поли­ти­ки (даже в сти­хах о Гоно­рии) Клав­ди­ан посвя­тил весь свой боль­шой поэ­ти­че­ский талант. Кон­суль­ство Сти­ли­хо­на в 404 г. Клав­ди­ан почтил пане­ги­ри­ком в 3 частях Кон­суль­ство Сти­ли­хо­на. В пер­вой части поэт вос­пе­вал воен­ные подви­ги глав­но­го героя, во вто­рой части — его доб­ро­де­те­ли, а в третьей — его пре­бы­ва­ние в Риме и учреж­ден­ные им игры. Победо­нос­ная вой­на рим­лян с Гил­до­ном в Афри­ке в 398 г. пред­став­ля­ет содер­жа­ние эпо­са Вой­на с Гил­до­ном (De bel­lo Gil­do­ni­co), испол­нен­но­го похвал в адрес Сти­ли­хо­на, хотя не он сам вел эту вой­ну. Это про­из­веде­ние не было закон­че­но. Победу Сти­ли­хо­на над Ала­ри­хом под Пол­лен­ци­ей око­ло Тури­на в 402 г. Клав­ди­ан вос­хва­ля­ет как вели­чай­шую воен­ную победу во всей рим­ской исто­рии в эпо­се О пол­лен­тий­ской войне (De bel­lo Pol­len­ti­no), извест­ном так­же под назва­ни­ем Вой­на с гота­ми (De bel­lo Gothi­co). Вра­ги Сти­ли­хо­на явля­ют­ся так­же вра­га­ми Клав­ди­а­на, он ярост­но напа­да­ет на них в двух инвенк­ти­вах. В пер­вой — Про­тив Руфи­на (In Ru­fi­num lib­ri II) — поэт выра­жа­ет радость в свя­зи с убий­ст­вом в 395 г. само­го серь­ез­но­го сопер­ни­ка Сти­ли­хо­на, про­тив­ни­ка идеи вос­со­еди­не­ния, мини­ст­ра Восточ­ной импе­рии Руфи­на, опи­сы­вая даже суд над все­власт­ным неко­гда «чудо­ви­щем» в под­зем­ном цар­стве. В то же вре­мя Клав­ди­ан вос­хва­ля­ет Сти­ли­хо­на. В про­из­веде­нии Про­тив Евтро­пия (In Eut­ro­pium lib­ri II) Клав­ди­ан высту­па­ет про­тив постыд­ной жиз­ни кон­су­ла 399 г. евну­ха Евтро­пия, высо­ко­го санов­ни­ка Восточ­ной импе­рии. В эпи­че­ской сва­деб­ной песне Песнь на бра­ко­со­че­та­ние Гоно­рия Авгу­ста (Epi­tha­la­mium de nup­tiis Ho­no­rii Augus­ti) Клав­ди­ан опи­сы­ва­ет при помо­щи мифо­ло­ги­че­ских обра­зов свадь­бу (398 г.) импе­ра­то­ра с доче­рью Сти­ли­хо­на (не было здесь и недо­стат­ка в похва­лах в адрес Сти­ли­хо­на). По тому же само­му слу­чаю Клав­ди­ан напи­сал 4 шуточ­ных лири­че­ских про­из­веде­ния Шуточ­ные сти­хотво­ре­ния на свадь­бу Гоно­рия Авгу­ста, где вос­хва­ля­ет ново­ис­пе­чен­но­го тестя, при­зы­ва­ет весь мир участ­во­вать в этом радост­ном собы­тии, рисуя кар­ти­ны сва­деб­но­го весе­лья. К дру­гой, менее обшир­ной груп­пе про­из­веде­ний при­над­ле­жат мифо­ло­ги­че­ские эпо­сы. По зака­зу пре­фек­та Рима Фло­рен­ти­на Клав­ди­ан вос­со­зда­ет в 3 частях миф о доче­ри Цере­ры Про­зер­пине, похи­щен­ной богом Плу­то­ном, в эпо­се Похи­ще­ние Про­зер­пи­ны (De rap­tu Pro­ser­pi­nae), создан­ном в 395—397 гг. В этой поэ­ме оче­вид­но вли­я­ние Овидия. Она напи­са­на хоро­шим язы­ком, отли­ча­ет­ся выра­зи­тель­но­стью опи­са­ний, одна­ко не была закон­че­на, как и Гиган­то­ма­хия, от кото­рой сохра­ни­лось толь­ко нача­ло. Послед­нюю груп­пу сти­хотво­ре­ний Клав­ди­а­на объ­еди­ня­ет собра­ние 53 малых про­из­веде­ний (воз­мож­но, не все­гда под­лин­ных), в основ­ном лите­ра­тур­ных эпи­грамм, опи­са­ний пред­ме­тов и живот­ных (опи­са­тель­ных эпи­грамм), а так­же эпи­грамм сати­ри­че­ских. Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния пане­ги­рик в честь жены Сти­ли­хо­на Сере­ны Похва­ла Серене — про­из­веде­ние о пти­це Феникс, ори­ен­ти­ро­ван­ное на Лак­тан­ция и опи­са­ния Нила. Сле­ду­ет назвать еще 5 писем к раз­ным лицам, содер­жа­щих точ­ные био­гра­фи­че­ские дан­ные. В так назы­вае­мом Аппен­дик­се содер­жит­ся еще око­ло 20 про­из­веде­ний, при­пи­сы­вае­мых Клав­ди­а­ну. Как и Ста­ций, кото­ро­го он сре­ди про­чих брал за обра­зец, Клав­ди­ан был при­двор­ным поэтом, кото­рый вос­пе­вал бур­ные собы­тия сво­его вре­ме­ни. Это дела­ет твор­че­ство Клав­ди­а­на так­же важ­ным исто­ри­че­ским источ­ни­ком. Клав­ди­ан писал лег­ко, хоро­шо вла­дел клас­си­че­ским язы­ком эпи­ки и поэ­ти­че­ским мастер­ст­вом, созда­вал клас­си­че­ские плав­ные сти­хи, а содер­жа­ние выст­ра­и­вал соглас­но зако­нам рито­ри­ки. Опи­са­ния, речи, чет­ко обо­зна­чен­ные ситу­а­ции состав­ля­ют стер­жень его круп­ных про­из­веде­ний, состав­лен­ных из более мел­ких эле­мен­тов, свя­зан­ных лишь сло­вес­но; дей­ст­вие почти не раз­ви­ва­ет­ся. Клав­ди­ан пред­став­ля­ет­ся масте­ром алле­го­рии, мифо­ло­ги­че­ской аллю­зии и срав­не­ний, а мир древ­них богов, в послед­ний раз ожив­ший во всем блес­ке, а так­же бес­чис­лен­ные пер­со­ни­фи­ка­ции в поли­ти­че­ских поэ­мах и исто­ри­че­ских эпо­сах игра­ют не толь­ко сим­во­ли­че­скую роль, но име­ют кон­струк­тив­ное зна­че­ние для ком­по­зи­ции про­из­веде­ния, как это было в клас­си­че­ской рим­ской лите­ра­ту­ре. Офи­ци­аль­ная хри­сти­ан­ская рели­гия не нахо­дит отра­же­ния в поэ­зии Клав­ди­а­на, кото­рый, веро­ят­но, даже не был хри­сти­а­ни­ном; его поэ­зия в сути сво­ей язы­че­ская. Клав­ди­ан был испол­нен веры в вели­чие Рима и его исто­ри­че­ское пред­на­зна­че­ние, кото­рое для него сим­во­ли­зи­ро­вал Сти­ли­хон; он слу­жил это­му пред­на­зна­че­нию сво­им твор­че­ст­вом. Образ­ность язы­ка Клав­ди­а­на, кра­соч­ность опи­са­ний, пре­крас­ное вопло­ще­ние мас­со­вых сцен при­да­ют твор­че­ству Клав­ди­а­на оба­я­ние и блеск. Клав­ди­ан явля­ет­ся послед­ним вели­ким поэтом, писав­шим по-латы­ни.

См. также:
КЛАВДИАН (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА