КЛАВДИАН, Клавдий; Claudianus, Claudius, ум. после 404 г. н. э., латинский и греческий эпический поэт. Родился в Египте, воспитывался в Александрии, где помимо родного греческого овладел латинским языком, что позднее в Риме позволило ему войти в тесный контакт с римской аристократией и определило его дальнейшую поэтическую карьеру. В 395 г. он был уже в Риме, затем в течение нескольких лет пребывал в Медиолане в качестве придворного поэта императора Гонория и его военачальника Стилихона, политическую деятельность которых он описывал и прославлял в своих поэмах. В 400—402 гг. добился больших почестей (например, его статуя была поставлена на Форуме Траяна). Клавдиан писал по-гречески и по-латыни. Его творчество — это типичная придворная поэзия на случай, создававшаяся в 395—404 гг. Поскольку поэт сам читал свои стихи на праздниках, по поводу которых они были написаны, они создавались незадолго до торжественной даты, что позволило установить время написания большинства произведений. Под свежим впечатлением от едва закончившихся войн Клавдиан создавал новые исторические эпосы, которые вместе с длинными гекзаметрическими стихотворениями (панегириками и инвенктивами), касающимися политических событий, составляют наиболее значительную часть его богатого творческого наследия. В первом написанном по-латыни произведении (ранее в юношеский период в Александрии он писал в основном по-гречески; из созданного тогда, за исключением фрагмента из Гигантомахии и, может быть, нескольких эпиграмм в Палатинский антологии, ничего не сохранилось) На консульство братьев Анция Пробния и Анция Гермогениана Олибрия он прославлял двух братьев, которых император Феодосий пожаловал в довольно молодом возрасте консульством на 395 г. Поздравления в связи с вступлением в должность консула в 399 г. человека, которого он позднее высмеивает в эпиграмме 21 за нерадивое исполнение должности, содержится в Панегирике на консульство Манлия Теодора. Однако наиболее известны 3 панегирика по случаю принятия консульства императором Гонорием. В стихотворении Панегирик на третье консульство Гонория Августа Клавдиан восхвалял одиннадцатилетнего консула 396 г. и предсказывал ему прекрасную будущность. В развернутом произведении по поводу четвертого консульства императора появляется образ Феодосия, отца Гонория, который представляется образцом идеального правителя. Первая поездка Гонория в качестве императора и консула в 404 г. из Медиолана в Рим, где он был доброжелательно принят, военные успехи консула и военачальника Стилихона составляют содержание стихотворения Панегирик на VI консульство Гонория Августа. При императорском дворе Клавдиан свел более близкое знакомство с вандалом Стилихоном, который управлял от имени малолетнего Гонория и добился прочного положения. Стилихон был поборником единства и мощи великой Римской империи. Горячим сторонником тех же идеалов был и Клавдиан, поэтому он сделал Стилихона героем большиства своих исторических эпосов и других политических произведений. Восхвалению действий Стилихона и поддержке его политики (даже в стихах о Гонории) Клавдиан посвятил весь свой большой поэтический талант. Консульство Стилихона в 404 г. Клавдиан почтил панегириком в 3 частях Консульство Стилихона. В первой части поэт воспевал военные подвиги главного героя, во второй части — его добродетели, а в третьей — его пребывание в Риме и учрежденные им игры. Победоносная война римлян с Гилдоном в Африке в 398 г. представляет содержание эпоса Война с Гилдоном (De bello Gildonico), исполненного похвал в адрес Стилихона, хотя не он сам вел эту войну. Это произведение не было закончено. Победу Стилихона над Аларихом под Полленцией около Турина в 402 г. Клавдиан восхваляет как величайшую военную победу во всей римской истории в эпосе О поллентийской войне (De bello Pollentino), известном также под названием Война с готами (De bello Gothico). Враги Стилихона являются также врагами Клавдиана, он яростно нападает на них в двух инвенктивах. В первой — Против Руфина (In Rufinum libri II) — поэт выражает радость в связи с убийством в 395 г. самого серьезного соперника Стилихона, противника идеи воссоединения, министра Восточной империи Руфина, описывая даже суд над всевластным некогда «чудовищем» в подземном царстве. В то же время Клавдиан восхваляет Стилихона. В произведении Против Евтропия (In Eutropium libri II) Клавдиан выступает против постыдной жизни консула 399 г. евнуха Евтропия, высокого сановника Восточной империи. В эпической свадебной песне Песнь на бракосочетание Гонория Августа (Epithalamium de nuptiis Honorii Augusti) Клавдиан описывает при помощи мифологических образов свадьбу (398 г.) императора с дочерью Стилихона (не было здесь и недостатка в похвалах в адрес Стилихона). По тому же самому случаю Клавдиан написал 4 шуточных лирических произведения Шуточные стихотворения на свадьбу Гонория Августа, где восхваляет новоиспеченного тестя, призывает весь мир участвовать в этом радостном событии, рисуя картины свадебного веселья. К другой, менее обширной группе произведений принадлежат мифологические эпосы. По заказу префекта Рима Флорентина Клавдиан воссоздает в 3 частях миф о дочери Цереры Прозерпине, похищенной богом Плутоном, в эпосе Похищение Прозерпины (De raptu Proserpinae), созданном в 395—397 гг. В этой поэме очевидно влияние Овидия. Она написана хорошим языком, отличается выразительностью описаний, однако не была закончена, как и Гигантомахия, от которой сохранилось только начало. Последнюю группу стихотворений Клавдиана объединяет собрание 53 малых произведений (возможно, не всегда подлинных), в основном литературных эпиграмм, описаний предметов и животных (описательных эпиграмм), а также эпиграмм сатирических. Заслуживает внимания панегирик в честь жены Стилихона Серены Похвала Серене — произведение о птице Феникс, ориентированное на Лактанция и описания Нила. Следует назвать еще 5 писем к разным лицам, содержащих точные биографические данные. В так называемом Аппендиксе содержится еще около 20 произведений, приписываемых Клавдиану. Как и Стаций, которого он среди прочих брал за образец, Клавдиан был придворным поэтом, который воспевал бурные события своего времени. Это делает творчество Клавдиана также важным историческим источником. Клавдиан писал легко, хорошо владел классическим языком эпики и поэтическим мастерством, создавал классические плавные стихи, а содержание выстраивал согласно законам риторики. Описания, речи, четко обозначенные ситуации составляют стержень его крупных произведений, составленных из более мелких элементов, связанных лишь словесно; действие почти не развивается. Клавдиан представляется мастером аллегории, мифологической аллюзии и сравнений, а мир древних богов, в последний раз оживший во всем блеске, а также бесчисленные персонификации в политических поэмах и исторических эпосах играют не только символическую роль, но имеют конструктивное значение для композиции произведения, как это было в классической римской литературе. Официальная христианская религия не находит отражения в поэзии Клавдиана, который, вероятно, даже не был христианином; его поэзия в сути своей языческая. Клавдиан был исполнен веры в величие Рима и его историческое предназначение, которое для него символизировал Стилихон; он служил этому предназначению своим творчеством. Образность языка Клавдиана, красочность описаний, прекрасное воплощение массовых сцен придают творчеству Клавдиана обаяние и блеск. Клавдиан является последним великим поэтом, писавшим по-латыни.