Античные писатели

«КОРПУС ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»; «Cor­pus iuris ci­vi­lis», назва­ние кодек­са импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на с допол­не­ни­я­ми, дей­ст­ву­ю­щий с нача­ла XII в. и став­ший обще­употре­би­тель­ным, с 1583 г., когда под этим назва­ни­ем фран­цуз­ский гума­нист Дио­ни­сий Гот­ф­рид опуб­ли­ко­вал его в Жене­ве. В «Кор­пус граж­дан­ско­го пра­ва» вклю­че­ны 3 основ­ных зако­но­да­тель­ных про­из­веде­ния Юсти­ни­а­на: Инсти­ту­ции, Диге­сты и Кодекс, а так­же допол­ни­тель­ные кон­сти­ту­ции. Инсти­ту­ции, офи­ци­аль­ное посо­бие по изу­че­нию пра­ва, адре­со­ва­ны «моло­де­жи, жаж­ду­щей юриди­че­ских зна­ний» (cu­pi­dae le­gum iuven­tu­ti), был в то же вре­мя про­воз­гла­шен дей­ст­ву­ю­щим уста­вом. Над тек­стом работа­ла комис­сия из трех чело­век, состо­яв­шая из руко­во­ди­те­ля, кото­рым был министр Юсти­ни­а­на Три­бо­ни­ан, и двух уче­ных-пра­во­ве­дов. Бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию более ран­них про­из­веде­ний того же типа, а в осо­бен­но­сти Инсти­ту­ций Гая, про­из­веде­ние было напи­са­но в тече­ние несколь­ких меся­цев 533 г., после чего импе­ра­тор огла­сил текст в ука­зе от 21 нояб­ря 533 г. н. э., Инсти­ту­ции содер­жа­ли изло­же­ние пра­ва, при­ня­то­го в визан­тий­ском государ­стве в VI в., преж­де все­го част­но­го пра­ва и граж­дан­ско­го про­цес­су­аль­но­го кодек­са, в дог­ма­ти­че­ской, ано­ним­ной (то есть без ука­за­ния источ­ни­ков) и авто­ри­тар­ной фор­ме (как если бы сам импе­ра­тор обра­щал­ся к слу­ша­те­лям). Про­из­веде­ние делит­ся на 4 кни­ги, те, в свою оче­редь, на ста­тьи, обо­зна­чен­ные «руб­ри­ка­ми», то есть заго­лов­ка­ми (все­го 98 ста­тей), сиг­на­ли­зи­ру­ю­щи­ми о един­стве содер­жа­ния дан­ной части. Ста­тьи в сред­ние века были поде­ле­ны на пара­гра­фы. Диге­сты явля­ют­ся самой обшир­ной и самой зна­чи­тель­ной частью «Кор­пу­са граж­дан­ско­го пра­ва. Они содер­жат свод так назы­вае­мо­го ius или ius ve­tus (ста­ро­го пра­ва), то есть выдерж­ки из древ­ней рим­ской пра­во­вой лите­ра­ту­ры, систе­ма­ти­зи­ро­ван­ные и воз­веден­ные в ранг уста­ва. Про­ект под­гото­ви­ла комис­сия из 17 чело­век, состо­яв­шая из юри­стов-прак­ти­ков и 4 уче­ных под руко­вод­ст­вом Три­бо­ни­а­на. В ука­зе Deo auc­to­re от 15 декаб­ря 530 г. импе­ра­тор опре­де­лил цель и план работы комис­сии. Она долж­на была про­смот­реть око­ло 2000 рим­ских книг по юрис­пруден­ции и из это­го мате­ри­а­ла выбрать толь­ко то, что оста­ва­лось акту­аль­ным и неиз­мен­ным, при усло­вии вне­се­ния в текст необ­хо­ди­мых попра­вок, так назы­вае­мых интер­по­ля­ций. Работа пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лась на деся­ти­лет­ний пери­од, одна­ко была закон­че­на за три года, воз­мож­но, бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию пред­ше­ст­ву­ю­щих сочи­не­ний в каче­стве чер­но­ви­ков и хоро­шей орга­ни­за­ции работы в под­ко­мис­си­ях. Закон­чен­ное про­из­веде­ние импе­ра­тор огла­сил ука­зом от 16 декаб­ря 533 г., кото­рый всту­пал в дей­ст­вие с 30 декаб­ря 533 г. Для состав­ле­ния Дигест были исполь­зо­ва­ны работы 38 юри­стов, в том чис­ле 33 клас­си­ков пери­о­да прин­ци­па­та (в осо­бен­но­сти — Пав­ла и Уль­пи­а­на: око­ло поло­ви­ны все­го тек­ста). Из все­го мате­ри­а­ла, посту­пив­ше­го в рас­по­ря­же­ние комис­сии, были выбра­ны 15000 строк, то есть при­мер­но 5%, осталь­ное было созна­тель­но уни­что­же­но, чтобы пре­кра­тить дав­ние спо­ры. Диге­сты охва­ты­ва­ют преж­де все­го мате­ри­ал из обла­сти част­но­го пра­ва и граж­дан­ско­го про­цес­су­аль­но­го кодек­са, выпис­ки из уго­лов­но­го пра­ва содер­жат толь­ко «две угро­жаю­щие кни­ги» (duo ter­rib­les lib­ri); сведе­ния по дру­гим обла­стям пра­ва рас­се­я­ны в слу­чай­ном поряд­ке сре­ди цело­го. Про­из­веде­ние весь­ма про­из­воль­но делит­ся на 50 книг, зато еди­ни­ца­ми содер­жа­тель­но­го деле­ния явля­ют­ся ста­тьи, обо­зна­чен­ные заго­лов­ка­ми, или «руб­ри­ка­ми» (все­го 429 заго­лов­ков). Ста­тьи делят­ся в свою оче­редь на фраг­мен­ты или выпис­ки из юриди­че­ской лите­ра­ту­ры с при­веде­ни­ем в «инскрип­ции» авто­ра и про­из­веде­ния, откуда фраг­мент был извле­чен (все­го 9142 фраг­мен­та). Наи­бо­лее длин­ные фраг­мен­ты в сред­не­ве­ко­вье были поде­ле­ны на пара­гра­фы. Кодекс Юсти­ни­а­на (Co­dex Ius­ti­nia­nus) — систе­ма­ти­че­ское собра­ние импе­ра­тор­ских ука­зов (легий), про­воз­гла­шен­ный еди­ным уста­вом в 534 г. С собра­ния легий Юсти­ни­ан начал созда­ние пра­во­вой систе­мы, но пер­вый Кодекс (Co­dex ve­tus), работа над кото­рым велась в 528—529 гг., всту­пив­ший в дей­ст­вие с 16 апре­ля 529 г., поте­рял акту­аль­ность вслед­ст­вие изда­ния позд­ней­ших ука­зов, Инсти­ту­ций и Дигест. Он был зано­во отредак­ти­ро­ван в 534 г. комис­си­ей из пяти чело­век под руко­вод­ст­вом Три­бо­ни­а­на. Исполь­зо­вал­ся мате­ри­ал, содер­жав­ший­ся в пред­ше­ст­ву­ю­щих собра­ни­ях легий и, сле­до­ва­тель­но, в кодек­сах: гре­го­ри­ан­ском, гер­мо­ге­ни­ан­ском и фео­до­си­а­но­ком, в кодек­се 529 г. и в позд­ней­ших ука­зах само­го Юсти­ни­а­на. В новый текст были вклю­че­ны пре­иму­ще­ст­вен­но ука­зы, оста­вав­ши­е­ся акту­аль­ны­ми, и их содер­жа­ние моди­фи­ци­ро­ва­лось в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств. Этот зано­во отредак­ти­ро­ван­ный кодекс (Co­dex Ius­ti­nia­nus re­pe­ti­tae prae­lec­tio­nis) импе­ра­тор огла­сил в ука­зе от 16 нояб­ря 534 г., он всту­пил в дей­ст­вие с 29 декаб­ря 534 г. С это­го момен­та утра­ти­ли силу пред­ше­ст­ву­ю­щие кодек­сы; те же, что под­верг­лись изме­не­нию, отныне долж­ны были суще­ст­во­вать толь­ко в новой вер­сии. Кодекс 529 г. был забыт, его текст не сохра­нил­ся; в насто­я­щее вре­мя назва­ние Кодекс Юсти­ни­а­на озна­ча­ет уже толь­ко кодекс 534 г. Кодекс в боль­шем объ­е­ме, чем Инсти­ту­ции и Диге­сты, содер­жал «новое пра­во», более при­спо­соб­лен­ное к потреб­но­стям визан­тий­ско­го государ­ства VI в. Его содер­жа­ние весь­ма раз­но­об­раз­но: наряду со стерж­не­вым част­ным пра­вом в нем изобиль­но пред­став­ле­ны поло­же­ния государ­ст­вен­но­го, адми­ни­ст­ра­тив­но­го, финан­со­во­го, цер­ков­но­го и уго­лов­но­го пра­ва (еще одна «угро­жаю­щая кни­га», кн. IX). Кодекс делит­ся на 12 книг, в пре­де­лах книг еди­ни­ца­ми содер­жа­тель­но­го деле­ния явля­ют­ся так назы­вае­мые ста­тьи, обо­зна­чен­ные «руб­ри­ка­ми. Они более корот­кие, чем в Диге­стах, поэто­му их чис­ло боль­ше (при­мер­но 765 ста­тей, в зави­си­мо­сти от раз­ли­чий в руко­пи­сях), хотя само про­из­веде­ние и мень­ше. Ста­тьи делят­ся на легии, или поло­же­ния (все­го ок. 4600), при­веден­ные в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке и сопро­вож­ден­ные сведе­ни­я­ми об экс­по­нен­те и адре­са­те легии (инскрип­ци­я­ми) и о месте и дате изда­ния (суб­скрип­ци­я­ми). Более объ­ем­ные ста­тьи в сред­ние века разде­ле­ны на пара­гра­фы. No­vel­lae con­sti­tu­tio­nes — ука­зы, допол­ня­ю­щие и вно­ся­щие поправ­ки в Инсти­ту­ции, Диге­сты и Кодекс, издан­ные самим Юсти­ни­а­ном (до 565 г.) или его пре­ем­ни­ка­ми (до 582 г.). Юсти­ни­ан пред­видел необ­хо­ди­мость обнов­ле­ния сво­его кодек­са и даже объ­явил в ука­зе, про­во­дя­щем в жизнь кодекс 534 г., о при­ня­тии «новых поло­же­ний» («Новелл») и их объ­еди­не­нии в осо­бый сбор­ник. Сами Новел­лы изда­ва­лись часто, но до сбор­ни­ка дело не дошло; были собра­ны толь­ко допол­не­ния к част­но­му пра­ву, сре­ди них наи­бо­лее пол­ный охва­ты­вал 168 пози­ций. Новел­лы вво­ди­ли мно­же­ство неиз­беж­ных реформ в обла­сти обще­ст­вен­но­го и част­но­го пра­ва, они были так­же луч­ше при­спо­соб­ле­ны к запро­сам насе­ле­ния визан­тий­ско­го государ­ства с точ­ки зре­ния фор­мы. Если Инсти­ту­ции, Диге­сты и Кодекс были почти цели­ком пере­пи­са­ны по-латы­ни, то Новел­лы на 90% оста­ва­лись на гре­че­ском язы­ке, гораздо более рас­про­стра­нен­ном в Визан­тий­ской импе­рии. Част­ные ком­пи­ля­то­ры вос­ста­но­ви­ли их текст в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке в пол­ном объ­е­ме. Здесь мож­но увидеть, что они дели­лись на разде­лы (ca­pi­ta), а те были поде­ле­ны в сред­ние века на пара­гра­фы. Основ­ное содер­жа­ние пред­ва­ря­ет­ся вступ­ле­ни­ем (prae­fa­tio), а после него сле­ду­ет «заклю­чи­тель­ное сло­во» (epi­lo­gus). Зако­но­да­тель­ное твор­че­ство Юсти­ни­а­на, собран­ное воеди­но в «Кор­пу­се граж­дан­ско­го пра­ва», пред­став­ля­ло собой закон, обя­за­тель­ный к испол­не­нию в Визан­тий­ской импе­рии, но ему при­да­ва­лась дей­ст­ву­ю­щая сила так­же в дру­гих стра­нах по мере заим­ст­во­ва­ния так назы­вае­мо­го «рим­ско­го пра­ва» (осо­бен­но в Гер­ма­нии). Сверх того, в тече­ние мно­гих веков оно было и оста­лось до нынеш­не­го дня важ­ней­шим источ­ни­ком инфор­ма­ции о рим­ском пра­ве, осно­вой науч­ных иссле­до­ва­ний в евро­пей­ском, а затем и в миро­вом мас­шта­бе, пред­ме­том изу­че­ния в раз­лич­ных юриди­че­ских шко­лах, вели­ко­леп­ным памят­ни­ком рим­ской пра­во­вой куль­ту­ры.

См. также:
CORPUS IURIS CIVILIS (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА