Античные писатели

КИПРИАН, Гай Фас­ций Цеци­лий; Cyp­ria­nus, Gai­us Thas­cius Cae­ci­lius, св., ок. 200—258 гг. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель, Отец Церк­ви. Родил­ся в бога­той язы­че­ской семье. Полу­чив пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, пре­по­да­вал рито­ри­ку. Хри­сти­ан­ство при­нял уже в зре­лом воз­расте и вско­ре после это­го стал свя­щен­ни­ком, а затем епи­ско­пом Кар­фа­ге­на (249 г.). Во вре­ме­на гоне­ний при импе­ра­то­ре Вале­ри­ане Кипри­ан при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну 14 сен­тяб­ря 258 г. Суще­ст­ву­ет жиз­не­опи­са­ние Кипри­а­на, состав­лен­ное дья­ко­ном Пон­ти­ем, сохра­ни­лись и доку­мен­ты, касаю­щи­е­ся его судеб­но­го про­цес­са и смер­ти. Кипри­ан явля­ет­ся авто­ром мно­го­чис­лен­ных тео­ло­ги­че­ских трак­та­тов. Сре­ди них осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют К Дона­ту (Ad Do­na­tum; ок. 246 г.), где он опи­сы­ва­ет свое обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство; Три кни­ги дока­за­тельств для Кви­ри­на (Ad Qui­ri­num tes­ti­mo­nio­rum lib­ri III), собра­ние тек­стов Свя­щен­но­го писа­ния, исполь­зу­е­мых в каче­стве тео­ло­ги­че­ских аргу­мен­тов, про­из­веде­ние огром­ной важ­но­сти для исто­рии латин­ско­го тек­ста Биб­лии; К Демет­ри­а­ну (Ad De­met­ria­num), где он защи­ща­ет хри­сти­ан от обви­не­ний со сто­ро­ны языч­ни­ков; О пад­ших (De lap­sis) — зна­чи­тель­ней­шее сочи­не­ние, в кото­ром Кипри­ан выра­жа­ет свою радость по пово­ду стой­ко­сти еди­но­вер­цев и сожа­ле­ние из-за отступ­ни­че­ства от веры неко­то­рых хри­сти­ан, а так­же ого­ва­ри­ва­ет усло­вия повтор­но­го при­ня­тия их в лоно Церк­ви; О един­стве Церк­ви (De catho­li­cae eccle­siae uni­ta­te; ок. 251 г.) пред­став­ля­ет­ся дог­ма­ти­че­ским про­из­веде­ни­ем боль­шой важ­но­сти; О смерт­но­сти (De mor­ta­li­ta­te) пред­став­ля­ет мощь веры, одер­жав­шей победу над смер­тью; О побуж­де­нии к муче­ни­че­ству (Ad For­tu­na­tum de ex­hor­ta­tio­ne mar­ty­rii) напо­ми­на­ет о необ­хо­ди­мо­сти сле­до­вать сво­ей вере в пред­две­рии гро­зя­щих опас­но­стей. Кипри­ан так­же явля­ет­ся авто­ром 65 писем и адре­са­том 16 дру­гих, пред­став­ля­ю­щих важ­ный источ­ник изу­че­ния исто­рии афри­кан­ской Церк­ви того вре­ме­ни. Кро­ме того, из-под пера Кипри­а­на вышло несколь­ко более мел­ких сочи­не­ний, касаю­щих­ся вопро­сов нрав­ст­вен­но­сти и дис­ци­пли­ны, а под его име­нем сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные неа­у­тен­тич­ные сочи­не­ния. Кипри­ан все­гда при­над­ле­жал к чис­лу наи­бо­лее цени­мых и читае­мых хри­сти­ан­ских писа­те­лей. Его про­из­веде­ния ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на позд­ней­ших авто­ров, рав­но как и на фор­му­ли­ро­ва­ние раз­лич­ных про­блем дог­ма­ти­че­ской тео­ло­гии.

См. также:
КИПРИАН (Словарь античности)
КИПРИАН Тасций Цецилий (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДЕМАД • ДИОН • ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА