КРАТИН; Kratinos, V в. до н. э., греческий комедиограф. Нам известно 26 названий его комедий, сохранилось множество фрагментов. В комическом агоне он девятикратно одерживал победу (первую — в 453 г.). В комедиях Кратина мы находим, как и у Аристофана, легендарные мотивы, элементы литературной критики, обработку мифов и прежде всего — острую политическую сатиру, направленную в адрес конкретных государственных деятелей Афин (особенно часто в адрес Перикла) и содержавшую критику политических и общественных отношений. Кратин восхвалял минувшие времена, свой идеал он усматривал в уже умерших политиках вроде аристократа Кимона или Солона. Перикла он обвинял в развязывании Пелопоннесской войны, в частности, в комедии Дионис-Александр (Dionysaleksandros; фр.), в которой бог Дионис, выступивший в «суде Париса» в роли Париса (называемого также Александром; отсюда и заглавие), спровоцировал начало Троянской войны. Мифологическая пародия здесь тесно связана с критикой современной ситуации, а в трусливом Дионисе-Александре всякий без труда мог угадать Перикла. Сказочный характер имела комедия Кратина Плутосы (Plutoi, божества богатства), в которой Плутосы разрешали спор афинян о богатстве праведном (прежде всего полученном в наследство) и неправедном. В комедии Архилохи (Archilochoi) Кратин представил агон великих поэтов прошлого, указав одновременно на Архилоха как на своего предшественника в борьбе оружием язвительного стиха. В 424 г. Аристофан вывел Кратина в своих Всадниках в образе когда-то великого поэта, который под старость пропил и растратил свой талант. В 423 г. Кратин поставил последнюю комедию Кувшин (Pytine; фр.), в которой вывел сам себя в образе неверного мужа, изменяющего законной супруге Комедии с молодой и очаровательной Метой (то есть Пьянством). Он выступал в защиту вина как прекрасного дара бога комедии Диониса, доказывая, что не может создать ничего великого тот, кто пьет только воду. Большое комическое дарование Кратина принесло ему на этот раз победу над Аристофаном (который ставил Облака). Кратина, самого старшего из знаменитой тройки комических авторов (Кратин, Евпол, Аристофан), часто сопоставляли с Эсхилом, которого он напоминал также своей страстностью и поэтическим темпераментом.