Античные писатели

КРАТИН; Kra­ti­nos, V в. до н. э., гре­че­ский комедио­граф. Нам извест­но 26 назва­ний его комедий, сохра­ни­лось мно­же­ство фраг­мен­тов. В коми­че­ском агоне он девя­ти­крат­но одер­жи­вал победу (первую — в 453 г.). В комеди­ях Кра­ти­на мы нахо­дим, как и у Ари­сто­фа­на, леген­дар­ные моти­вы, эле­мен­ты лите­ра­тур­ной кри­ти­ки, обра­бот­ку мифов и преж­де все­го — ост­рую поли­ти­че­скую сати­ру, направ­лен­ную в адрес кон­крет­ных государ­ст­вен­ных дея­те­лей Афин (осо­бен­но часто в адрес Перик­ла) и содер­жав­шую кри­ти­ку поли­ти­че­ских и обще­ст­вен­ных отно­ше­ний. Кра­тин вос­хва­лял минув­шие вре­ме­на, свой иде­ал он усмат­ри­вал в уже умер­ших поли­ти­ках вро­де ари­сто­кра­та Кимо­на или Соло­на. Перик­ла он обви­нял в раз­вя­зы­ва­нии Пело­пон­нес­ской вой­ны, в част­но­сти, в комедии Дио­нис-Алек­сандр (Dio­ny­sa­lek­sandros; фр.), в кото­рой бог Дио­нис, высту­пив­ший в «суде Пари­са» в роли Пари­са (назы­вае­мо­го так­же Алек­сан­дром; отсюда и загла­вие), спро­во­ци­ро­вал нача­ло Тро­ян­ской вой­ны. Мифо­ло­ги­че­ская паро­дия здесь тес­но свя­за­на с кри­ти­кой совре­мен­ной ситу­а­ции, а в трус­ли­вом Дио­ни­се-Алек­сан­дре вся­кий без труда мог уга­дать Перик­ла. Ска­зоч­ный харак­тер име­ла комедия Кра­ти­на Плу­то­сы (Plu­toi, боже­ства богат­ства), в кото­рой Плу­то­сы раз­ре­ша­ли спор афи­нян о богат­стве пра­вед­ном (преж­де все­го полу­чен­ном в наслед­ство) и непра­вед­ном. В комедии Архи­ло­хи (Ar­chi­lochoi) Кра­тин пред­ста­вил агон вели­ких поэтов про­шло­го, ука­зав одно­вре­мен­но на Архи­ло­ха как на сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка в борь­бе ору­жи­ем язви­тель­но­го сти­ха. В 424 г. Ари­сто­фан вывел Кра­ти­на в сво­их Всад­ни­ках в обра­зе когда-то вели­ко­го поэта, кото­рый под ста­рость про­пил и рас­тра­тил свой талант. В 423 г. Кра­тин поста­вил послед­нюю комедию Кув­шин (Py­ti­ne; фр.), в кото­рой вывел сам себя в обра­зе невер­но­го мужа, изме­ня­ю­ще­го закон­ной супру­ге Комедии с моло­дой и оча­ро­ва­тель­ной Метой (то есть Пьян­ст­вом). Он высту­пал в защи­ту вина как пре­крас­но­го дара бога комедии Дио­ни­са, дока­зы­вая, что не может создать ниче­го вели­ко­го тот, кто пьет толь­ко воду. Боль­шое коми­че­ское даро­ва­ние Кра­ти­на при­нес­ло ему на этот раз победу над Ари­сто­фа­ном (кото­рый ста­вил Обла­ка). Кра­ти­на, само­го стар­ше­го из зна­ме­ни­той трой­ки коми­че­ских авто­ров (Кра­тин, Евпол, Ари­сто­фан), часто сопо­став­ля­ли с Эсхи­лом, кото­ро­го он напо­ми­нал так­же сво­ей страст­но­стью и поэ­ти­че­ским тем­пе­ра­мен­том.

См. также:
КРАТИН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КРАТИН (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА