Античные писатели

КСЕНОФОНТ; Kse­nophon, ок. 430 — ок. 355 гг. до н. э., гре­че­ский исто­рик. Сын состо­я­тель­но­го афи­ня­ни­на Грил­ла, уче­ник Сокра­та. В 401 г. всту­пил в армию Кира Млад­ше­го. При­ни­мал уча­стие в бит­ве при Куна­к­се, а после смер­ти Кира и пре­да­тель­ско­го убий­ства пер­са­ми гре­че­ских стра­те­гов сыг­рал одну из глав­ных ролей в воз­вра­ще­нии «деся­ти тысяч» гре­че­ских вои­нов Кира от реки Запат к побе­ре­жью Чер­но­го моря. Затем в рядах спар­тан­цев участ­во­вал в борь­бе с пер­са­ми в Малой Азии. С 395 г. нахо­дил­ся при спар­тан­ском царе Аге­си­лае и участ­во­вал в бит­ве под Коро­не­ей (394 г.) про­тив афи­нян, отре­зая себе тем самым обрат­ный путь на роди­ну. Впо­след­ст­вии он посе­лил­ся в Скил­ле на Пело­пон­не­се, на зем­ле, выде­лен­ной ему Спар­той, где про­во­дил вре­мя на охо­те и за писа­ни­ем лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний. При­нуж­ден­ный оста­вить Скил­лу после бит­вы под Левк­тра­ми (371 г.), пере­брал­ся в Коринф. Афи­няне, при­ми­рив­ши­е­ся со Спар­той, отме­ни­ли при­го­вор, обрек­ший его на изгна­ние. Но в Афи­ны он не вер­нул­ся, хотя это и сде­ла­ли его сыно­вья. Лите­ра­тур­ное наследие Ксе­но­фон­та мож­но разде­лить на две груп­пы: исто­ри­ко-мему­ар­ные и сокра­ти­че­ские сочи­не­ния. Самым извест­ным сочи­не­ни­ем Ксе­но­фон­та стал опуб­ли­ко­ван­ный под псев­до­ни­мом Ана­ба­сис (Поход Кира; гр. Ana­ba­sis). После бит­вы под Левк­тра­ми Ксе­но­фонт издал его уже под соб­ст­вен­ным име­нем. В этом необы­чай­но кра­соч­ном и живом про­из­веде­нии Ксе­но­фонт изло­жил свои вос­по­ми­на­ния о похо­де Кира Млад­ше­го про­тив его бра­та, пер­сид­ско­го царя Арта­к­серк­са, а так­же о пят­на­дца­ти­ме­сяч­ном воз­вра­ще­нии гре­че­ско­го наем­но­го вой­ска из-под Куна­к­са в Вави­ло­нии. В опи­са­нии собы­тий про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к под­чер­ки­ва­нию и пре­уве­ли­че­нию роли само­го Ксе­но­фон­та, кото­рый пишет о себе все вре­мя в третьем лице (в этом ему под­ра­жа­ли мно­гие, в том чис­ле и Цезарь). Еще ранее Ана­ба­си­са было напи­са­но несколь­ко мел­ких воен­ных и исто­ри­че­ских сочи­не­ний. К юно­ше­ским про­из­веде­ни­ям при­над­ле­жит Об охо­те (Ky­ne­ge­ti­kos), вос­хва­ляв­шее охоту, зака­ля­ю­щую моло­дых людей и гото­вя­щую их к воен­ной служ­бе. Трак­тат Гиерон — создан­ный под вли­я­ни­ем сокра­ти­че­ской шко­лы диа­лог о сущ­но­сти вла­сти меж­ду сира­куз­ский вла­ды­кой Гиеро­ном и поэтом Симо­нидом. Монар­хи­че­ский иде­ал Ксе­но­фон­та нашел свое выра­же­ние в Киро­пе­дии (Вос­пи­та­нии Кира) в 7 кни­гах, наи­бо­лее объ­ем­ном и наи­бо­лее зре­лом про­из­веде­нии Ксе­но­фон­та, изо­бра­жаю­щем в лице Кира Стар­ше­го иде­аль­но­го вла­ды­ку и вождя, кото­рый бла­го­да­ря врож­ден­ным спо­соб­но­стям и соот­вет­ст­ву­ю­ще­му вос­пи­та­нию может осчаст­ли­вить под­дан­ных. В этом про­из­веде­нии уже вид­ны чер­ты исто­ри­че­ско­го рома­на, оно пред­став­ля­ет собой первую сту­пень раз­ви­тия это­го лите­ра­тур­но­го направ­ле­ния. Вос­хи­ще­ние Ксе­но­фон­та спар­тан­ским царем Аге­си­ла­ем и его бла­го­дар­ность послед­не­му отра­жа­ют­ся в хва­леб­ном сочи­не­нии Аге­си­лай. Поли­ти­ко-фило­соф­ским трак­та­том явля­ет­ся Обще­ст­вен­ное устрой­ство Спар­ты (La­ke­dai­mo­nion po­li­teia), вос­хва­ля­ю­щее создан­ный Ликур­гом государ­ст­вен­ный уклад и спар­тан­ские зако­ны. В роли вои­на-кава­ле­ри­ста Ксе­но­фонт высту­па­ет в двух учеб­ни­ках: Пред­во­ди­тель кон­ни­цы (Hip­par­chi­kos) и Искус­ство вер­хо­вой езды (Pe­ri hip­pi­kes). Одна­ко основ­ным исто­ри­че­ским про­из­веде­ни­ем Ксе­но­фон­та пред­став­ля­ет­ся Гре­че­ская исто­рия (Hel­le­ni­ka) в 7 кни­гах, про­дол­жаю­щая труд Фукидида. Она охва­ты­ва­ет собы­тия с 411 г. до бит­вы спар­тан­цев с фиван­ца­ми под Ман­ти­не­ей в 362 г. В этом про­из­веде­нии Ксе­но­фонт руко­вод­ст­ву­ет­ся преж­де все­го лич­ны­ми сим­па­ти­я­ми или анти­па­ти­я­ми к исто­ри­че­ским лицам, в чем мы усмат­ри­ва­ем пред­зна­ме­но­ва­ние инди­виду­а­лиз­ма, свой­ст­вен­но­го элли­ни­сти­че­ской эпо­хе. Отчет­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся так­же дидак­ти­ко-мора­ли­за­тор­ская направ­лен­ность про­из­веде­ния. Несмот­ря на недо­ста­ток объ­ек­ти­виз­ма, Гре­че­ская исто­рия оста­ет­ся глав­ным источ­ни­ком исто­ри­че­ских сведе­ний о 411—362 гг. до н. э. Хотя Ксе­но­фонт и усту­па­ет сво­е­му пред­ше­ст­вен­ни­ку Фукидиду как исто­рик, Гре­че­ская исто­рия сохра­ня­ет исто­ри­че­скую и лите­ра­тур­ную зна­чи­мость. Осо­бую груп­пу сочи­не­ний Ксе­но­фон­та состав­ля­ют про­из­веде­ния, посвя­щен­ные Сокра­ту. Это Вос­по­ми­на­ния о Сокра­те (гр. Apom­ne­mo­neu­ma­ta, лат. Me­mo­ra­bi­lia), Пир (Sym­po­sion), Апо­ло­гия Сокра­та (Apo­lo­gia) и Кни­га о хозяй­стве (Oiko­no­mi­kos). Эти про­из­веде­ния, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни заду­ман­ные как поле­ми­ка с Пла­то­ном, дока­зы­ва­ют, что Сократ ока­зал на Ксе­но­фон­та зна­чи­тель­ное вли­я­ние. Одна­ко мы встре­ча­ем в них отлич­но­го от пла­то­нов­ско­го Сокра­та, кото­рый не зани­ма­ет­ся спе­ку­ля­тив­ной фило­со­фи­ей, но пред­ла­га­ет Ксе­но­фон­ту ряд житей­ских настав­ле­ний. Уже семи­де­ся­ти­лет­ним стар­цем Ксе­но­фонт создал эко­но­ми­че­ский трак­тат О дохо­дах (Po­roi), в кото­ром ука­зы­вал источ­ни­ки и мето­ды полу­че­ния дохо­дов афин­ским государ­ст­вом. (Это сочи­не­ние не все­ми при­зна­ет­ся аутен­тич­ным.) Сре­ди про­из­веде­ний Ксе­но­фон­та сохра­ни­лось так­же неа­у­тен­тич­ное сочи­не­ние Устрой­ство Афин, авто­ра кото­ро­го назы­ва­ют псев­до-Ксе­но­фонт (см. Ста­рый Оли­гарх). Ксе­но­фонт не сра­зу нашел при­зна­ние. Лишь в III в. до н. э. его про­из­веде­ния ста­ли образ­цом для авто­ров, пишу­щих о вос­пи­та­нии вла­дык. Зна­ком­ство с сочи­не­ни­я­ми Ксе­но­фон­та мы наблюда­ем у мно­гих рим­ских и хри­сти­ан­ских писа­те­лей вплоть до IV в. н. э. Попу­ляр­ный в Гре­ции пери­о­да Импе­рии как обра­зец атти­че­ско­го диа­лек­та, он сде­лал­ся школь­ным авто­ром.

См. также:
КСЕНОФОНТ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ЭКФАНТИД • ЭРИННА, ЕРИННА • ДИИЛЛ • ЭПИКРАТ, ЕПИКРАТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ксенофонт.
Мрамор.
Мадрид, Национальный музей Прадо.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ксенофонт.
Мрамор.
Мадрид, Национальный музей Прадо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА