КСЕНОФОНТ; Ksenophon, ок. 430 — ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского убийства персами греческих стратегов сыграл одну из главных ролей в возвращении «десяти тысяч» греческих воинов Кира от реки Запат к побережью Черного моря. Затем в рядах спартанцев участвовал в борьбе с персами в Малой Азии. С 395 г. находился при спартанском царе Агесилае и участвовал в битве под Коронеей (394 г.) против афинян, отрезая себе тем самым обратный путь на родину. Впоследствии он поселился в Скилле на Пелопоннесе, на земле, выделенной ему Спартой, где проводил время на охоте и за писанием литературных произведений. Принужденный оставить Скиллу после битвы под Левктрами (371 г.), перебрался в Коринф. Афиняне, примирившиеся со Спартой, отменили приговор, обрекший его на изгнание. Но в Афины он не вернулся, хотя это и сделали его сыновья. Литературное наследие Ксенофонта можно разделить на две группы: историко-мемуарные и сократические сочинения. Самым известным сочинением Ксенофонта стал опубликованный под псевдонимом Анабасис (Поход Кира; гр. Anabasis). После битвы под Левктрами Ксенофонт издал его уже под собственным именем. В этом необычайно красочном и живом произведении Ксенофонт изложил свои воспоминания о походе Кира Младшего против его брата, персидского царя Артаксеркса, а также о пятнадцатимесячном возвращении греческого наемного войска из-под Кунакса в Вавилонии. В описании событий прослеживается тенденция к подчеркиванию и преувеличению роли самого Ксенофонта, который пишет о себе все время в третьем лице (в этом ему подражали многие, в том числе и Цезарь). Еще ранее Анабасиса было написано несколько мелких военных и исторических сочинений. К юношеским произведениям принадлежит Об охоте (Kynegetikos), восхвалявшее охоту, закаляющую молодых людей и готовящую их к военной службе. Трактат Гиерон — созданный под влиянием сократической школы диалог о сущности власти между сиракузский владыкой Гиероном и поэтом Симонидом. Монархический идеал Ксенофонта нашел свое выражение в Киропедии (Воспитании Кира) в 7 книгах, наиболее объемном и наиболее зрелом произведении Ксенофонта, изображающем в лице Кира Старшего идеального владыку и вождя, который благодаря врожденным способностям и соответствующему воспитанию может осчастливить подданных. В этом произведении уже видны черты исторического романа, оно представляет собой первую ступень развития этого литературного направления. Восхищение Ксенофонта спартанским царем Агесилаем и его благодарность последнему отражаются в хвалебном сочинении Агесилай. Политико-философским трактатом является Общественное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia), восхваляющее созданный Ликургом государственный уклад и спартанские законы. В роли воина-кавалериста Ксенофонт выступает в двух учебниках: Предводитель конницы (Hipparchikos) и Искусство верховой езды (Peri hippikes). Однако основным историческим произведением Ксенофонта представляется Греческая история (Hellenika) в 7 книгах, продолжающая труд Фукидида. Она охватывает события с 411 г. до битвы спартанцев с фиванцами под Мантинеей в 362 г. В этом произведении Ксенофонт руководствуется прежде всего личными симпатиями или антипатиями к историческим лицам, в чем мы усматриваем предзнаменование индивидуализма, свойственного эллинистической эпохе. Отчетливо прослеживается также дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективизма, Греческая история остается главным источником исторических сведений о 411—