ЛАКТАНЦИЙ, Луций Цецилий Фирмиан; Lactantius, Lucius Caecilius Firmianus, ок. 250 — ок. 330 гг. н. э., латинский философ и писатель. Родился, по-видимому, в Африке. Там же получил риторическое образование. Император Диоклетиан призвал его в свою восточную столицу Никомедию в Вифинии как прославленного оратора, чтобы он исполнял там обязанности ритора. В Никомедии Лактанций обратился в христианство. Когда Диоклетиан издал в 303 г. эдикт о преследовании христиан, Лактанций принужден был оставить свой пост, а возможно, и покинуть город, опасаясь репрессий. В это же время он берется за перо, чтобы с его помощью защищать гонимую религию. После победы Константина Великого был призван им обучать императорского наследника Криспа, который вскоре погиб от руки отца. Лактанций является автором произведений: Основы божественного учения (Divinae Institutiones), О погибели преследователей (De mortibus persecutorum), О Божьем творении (De opificio Dei), О гневе Божьем (De ira Dei), сокращенного варианта Основ (Epitome Divinarum Institutionum), возможно, также поэмы О птице Феникс (De ave Phoenice), аутентичность которой оспаривается. Лактанций был прекрасным знатоком латинской и греческой литературы, а также древней философии. Он открыто признавал, что в своих сочинениях хочет подражать языку Цицерона. Очевидно, хотя он не сравнялся с римским мэтром, его стиль и язык часто приближаются к лучшим образцам латинского языка классической эпохи. Стиль Лактанция, однако, чрезвычайно неоднороден: наряду с великолепно выдержанными отрывками можно увидеть фрагменты, демонстрирующие отклонения от латыни «золотого века» и выказывающие черты более позднего времени. Несмотря на это, Лактанций был выдающимся стилистом эпохи средней и поздней Империи, очевидно возвышающимся над другими авторами. Его называли «христианским Цицероном». Зато он не был изощренным теологом или глубоким философом, а риторическое образование наложило свой отпечаток на способы представления фактов. Сочинения Лактанция, несмотря на все это, имели большое значение в истории античной философии и латинской литературы: мы обнаруживаем в них множество сведений о разных авторах, порой единственных.