Античные писатели

ЛАКТАНЦИЙ, Луций Цеци­лий Фир­ми­ан; Lac­tan­tius, Lu­cius Cae­ci­lius Fir­mia­nus, ок. 250 — ок. 330 гг. н. э., латин­ский фило­соф и писа­тель. Родил­ся, по-види­мо­му, в Афри­ке. Там же полу­чил рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние. Импе­ра­тор Дио­кле­ти­ан при­звал его в свою восточ­ную сто­ли­цу Нико­медию в Вифи­нии как про­слав­лен­но­го ора­то­ра, чтобы он испол­нял там обя­зан­но­сти рито­ра. В Нико­медии Лак­тан­ций обра­тил­ся в хри­сти­ан­ство. Когда Дио­кле­ти­ан издал в 303 г. эдикт о пре­сле­до­ва­нии хри­сти­ан, Лак­тан­ций при­нуж­ден был оста­вить свой пост, а воз­мож­но, и поки­нуть город, опа­са­ясь репрес­сий. В это же вре­мя он берет­ся за перо, чтобы с его помо­щью защи­щать гони­мую рели­гию. После победы Кон­стан­ти­на Вели­ко­го был при­зван им обу­чать импе­ра­тор­ско­го наслед­ни­ка Кри­спа, кото­рый вско­ре погиб от руки отца. Лак­тан­ций явля­ет­ся авто­ром про­из­веде­ний: Осно­вы боже­ст­вен­но­го уче­ния (Di­vi­nae Insti­tu­tio­nes), О поги­бе­ли пре­сле­до­ва­те­лей (De mor­ti­bus per­se­cu­to­rum), О Божьем тво­ре­нии (De opi­fi­cio Dei), О гне­ве Божьем (De ira Dei), сокра­щен­но­го вари­ан­та Основ (Epi­to­me Di­vi­na­rum Insti­tu­tio­num), воз­мож­но, так­же поэ­мы О пти­це Феникс (De ave Phoe­ni­ce), аутен­тич­ность кото­рой оспа­ри­ва­ет­ся. Лак­тан­ций был пре­крас­ным зна­то­ком латин­ской и гре­че­ской лите­ра­ту­ры, а так­же древ­ней фило­со­фии. Он откры­то при­зна­вал, что в сво­их сочи­не­ни­ях хочет под­ра­жать язы­ку Цице­ро­на. Оче­вид­но, хотя он не срав­нял­ся с рим­ским мэтром, его стиль и язык часто при­бли­жа­ют­ся к луч­шим образ­цам латин­ско­го язы­ка клас­си­че­ской эпо­хи. Стиль Лак­тан­ция, одна­ко, чрез­вы­чай­но неод­но­ро­ден: наряду с вели­ко­леп­но выдер­жан­ны­ми отрыв­ка­ми мож­но увидеть фраг­мен­ты, демон­стри­ру­ю­щие откло­не­ния от латы­ни «золо­то­го века» и выка­зы­ваю­щие чер­ты более позд­не­го вре­ме­ни. Несмот­ря на это, Лак­тан­ций был выдаю­щим­ся сти­ли­стом эпо­хи сред­ней и позд­ней Импе­рии, оче­вид­но воз­вы­шаю­щим­ся над дру­ги­ми авто­ра­ми. Его назы­ва­ли «хри­сти­ан­ским Цице­ро­ном». Зато он не был изощ­рен­ным тео­ло­гом или глу­бо­ким фило­со­фом, а рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние нало­жи­ло свой отпе­ча­ток на спо­со­бы пред­став­ле­ния фак­тов. Сочи­не­ния Лак­тан­ция, несмот­ря на все это, име­ли боль­шое зна­че­ние в исто­рии антич­ной фило­со­фии и латин­ской лите­ра­ту­ры: мы обна­ру­жи­ва­ем в них мно­же­ство сведе­ний о раз­ных авто­рах, порой един­ст­вен­ных.

См. также:
ЛАКТАНЦИЙ (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА