ЛИБАНИЙ; Libanios, 314—393 гг. н. э., греческий ритор. Родился в Антиохии на Оронте в знатной семье, обедневшей в результате конфискации имущества при Диоклетиане. В период обучения риторике Либаний прославился трудолюбием, пять лет подряд (329—334 гг.) заучивая наизусть речи Демосфена, Исократа, Эсхина и Элия Аристида. В 336 г. уехал продолжать учебу в Афинах, где несколько лет спустя сам начал преподавать риторику, но интриги принудили его покинуть Афины (340 г.). После недолгого пребывания в Константинополе и Никее он учил риторике в Никомедии (344—348 гг.). Там он одержал победу над афинским оратором Гимерием. Это укрепило его известность и стало причиной его вызова в Константинополь (встречи с ритором Фемистием). В 354 г. он переехал в Антиохию, где на протяжении 40 лет руководил риторической школой вплоть до своей смерти. Жизнь Либания мы знаем довольно хорошо из его автобиографии Жизнеописание, или О своей судьбе (or. l, Bios e peri tes heautu tyches), написанной в 374—390 гг. Биографические сведения содержат также письма Либания, датируемые 355, 357—365 и 387—393 гг. Сохранилась биография Либания, написанная неприязненно относившимся к нему Евнапием. Либаний был набожным язычником, посвященным в мистерии, он враждебно относился к христианству. Однако поддерживал контакты с христианами. Из его школы вышли знаменитые Отцы Церкви Василий Великий, Феодор из Мопсуестии и Иоанн Златоуст. Сохранившаяся корреспонденция между Либанием и Василием Великим, по большей части апокрифическая, и легенда об обращении Либания в христианство свидетельствуют о его доброжелательном отношении по меньшей мере к некоторым христианам. Из огромного наследия Либания сохранились: 64 речи, изданные лишь после смерти автора. Первые пять — это автобиографические речи. Речи 12—18, 24, 37 связаны с личностью Юлиана Отступника, важнейшей из них представляется Надгробная речь в честь Юлиана Отступника (or. 18, Epitaphios epi Iuliano; 365 г.). Речи 19—23 были посвящены восстанию антиохийцев в 387 г.; речь 30 — К императору Феодосию в защиту храмов (Pros Theodosion ton basilea hyper hieron; 384 или 388 г.) донесла до нас смелое выступление против разрушения языческих святынь; речь 59 представляет похвалу императорам Констанцию II и Константу, речь 60 (фр.) была написана по случаю пожара в храме Аполлона в Дафне под Антиохией (362 г.), речь 61 — на землетрясение в Никомедии в 358 г., а речь 11 — похвала Антиохии. Речи Либания, направленные против злоупотреблений императорских чиновников, часто имели результатом снятие с постов наместников Сирии. 51 декламация Либания, то есть речи на случай, интереснейшей из которых является Защита Сократа (Apologia Sokratus, dekl. 1), являющаяся ответом на Обвинение Сократа (Kategoria Sokratus, 393/2 гг. до н. э.) софиста Поликрата, Вступительные упражнения (Progymnastata), включающие в себя анекдоты, рассказы, похвалы, описания, сравнения (частично неаутентичные) и Переложения речей Демосфена (Hypotheseis ton logon Demosthenus). Либаний устанавливал авторскую принадлежность и исследовал стиль речей Демесфена, поэтому свой труд предварил его жизнеописанием. Сохранилась также обширная корреспонденция Либания (1544 письма), в два раза превосходящая количеством переписку Цицерона. Либаний слыл мастером эпистолярного жанра, а полученные от него письма считались большой честью. С ним переписывались Аммиан Марцеллин, Фемистий и Юлиан Отступник. Под именем Либания сохранился неаутентичный учебник ведения переписки (Epistolemaioi charakteres). Многие произведения Либания утрачены полностью, среди них речи, декламации, письма, стихи. Либаний писал речи на аттическом диалекте, принимая за образец Демосфена и Элия Аристида. Чувствуя себя эллином и будучи почитателем греческой культуры, он с неприязнью относился к римлянам и их культуре (не знал латыни). Либаний заслужил славу у потомков. Особенно охотно читали его декламации и письма. Сегодняшнего же читателя прежде всего интересуют речи и письма. Выборка из его произведений стала каноном школьного чтения в Византии. Византийские лексикографы называют Либания Малым Демосфеном.