ЛИВИЙ, Тит; Livius, Titus, 59 г. до н. э. — 17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Ливий был автором несохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже несохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских — Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение охватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. до н. э. Можно предположить, что Ливий не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I—X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнитской войны, кн. XXI—XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Ливий трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги — только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится предположительно к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохи (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохи к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Ливий опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Макра и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Ливием, варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Ливий воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Ливия к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Ливий описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Ливий верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще — через их речи. Эти речи Ливий отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 400 речей. Талант рассказчика Ливия и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Ливия является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Ливий быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтилиан и Тацит. Произведение Ливия использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.