Античные писатели

ЛИВИЙ, Тит; Li­vius, Ti­tus, 59 г. до н. э. — 17 г. н. э., рим­ский исто­рик. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной семьи из Пата­вии (совр. Падуя). В ран­ней моло­до­сти при­ехал в Рим, где полу­чил хоро­шее обра­зо­ва­ние. Посвя­тил себя изу­че­нию фило­со­фии, исто­рии и рито­ри­ки. Близ­кие отно­ше­ния свя­зы­ва­ли его с Авгу­стом. Он сам не при­ни­мал дея­тель­но­го уча­стия в поли­ти­че­ской жиз­ни. Ливий был авто­ром несо­хра­нив­ших­ся диа­ло­гов исто­ри­ко-фило­соф­ско­го содер­жа­ния и тоже несо­хра­нив­ше­го­ся рито­ри­че­ско­го про­из­веде­ния, кото­ро­му при­дал фор­му пись­ма к сыну. Веро­ят­но, он изла­гал в нем свое писа­тель­ское кредо: в каче­стве образ­цов совер­шен­но­го сти­ля он назы­вал из гре­че­ских авто­ров Демо­сфе­на, а из рим­ских — Цице­ро­на. После 27 г. до н. э. начал работать над исто­ри­ей Рима: Исто­рия Рима от осно­ва­ния горо­да (Ab ur­be con­di­ta lib­ri) в 142 кни­гах. Это про­из­веде­ние охва­ты­ва­ет исто­рию Рима с леген­дар­ных вре­мен до совре­мен­ной авто­ру эпо­хи, до смер­ти Дру­за, пасын­ка Авгу­ста, то есть до 9 г. до н. э. Мож­но пред­по­ло­жить, что Ливий не окон­чил сво­ей работы, посколь­ку смерть Дру­за не явля­ет­ся рубе­жом в исто­рии Рима. Сохра­ни­лось пол­но­стью 35 книг: кн. I—X, или пер­вая дека­да, кото­рая опи­сы­ва­ет исто­рию Рима с само­го нача­ла до 293 г. до н. э., то есть до III Сам­нит­ской вой­ны, кн. XXI—XLV, третья, чет­вер­тая и поло­ви­на пятой дека­ды, охва­ты­ваю­щие рим­скую исто­рию от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от нача­ла II Пуни­че­ской вой­ны до кон­ца III Македон­ской вой­ны. Сохра­ни­лись так­же фраг­мен­ты кн. XCI, опи­сы­ваю­щие вой­ну с Сер­то­ри­ем, и фраг­мен­ты кн. CXX с опи­са­ни­ем смер­ти Цице­ро­на. Ливий трудил­ся над сво­им про­из­веде­ни­ем на про­тя­же­нии соро­ка лет, поэто­му труд­но уста­но­вить даты напи­са­ния отдель­ных его частей. Одна­ко есть опре­де­лен­ные осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вые кни­ги были созда­ны меж­ду 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была напи­са­на до 20 г. до н. э., а послед­ние кни­ги — толь­ко после смер­ти Авгу­ста, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, воз­мож­но, хотел завер­шить свою исто­рию, но умер, не доведя дело до кон­ца. Суще­ст­ву­ю­щее разде­ле­ние Исто­рии на выше­пе­ре­чис­лен­ные дека­ды (как и на пен­та­ды) отно­сит­ся пред­по­ло­жи­тель­но к IV в. н. э. Столь объ­ем­ное про­из­веде­ние под­вер­га­ло испы­та­нию тер­пе­ние чита­те­ля, поэто­му быст­ро нача­ли созда­вать­ся его крат­кие пере­ска­зы. Зна­чи­тель­ней­ши­ми из сохра­нив­ших­ся пере­ска­зов явля­ют­ся так назы­вае­мые Перио­хи (Pe­rio­chae, воз­мож­но, IV в. н. э.), в кото­рых после­до­ва­тель­но изла­га­лись все кни­ги (утра­че­ны перио­хи к кн. CXXXVI и CXXXVII). В сво­ем про­из­веде­нии Ливий опи­рал­ся на более ран­них писа­те­лей, осо­бен­но млад­ших анна­ли­стов: Луция Элия Тубе­ро­на, Гая Лици­ния Мак­ра и Вале­рия из Анция (в основ­ном в пер­вой дека­де), а так­же на Фабия Пик­то­ра, Каль­пур­ния Пизо­на, Клав­дия Квад­ри­га­рия и Поли­бия. Досто­вер­ность фак­тов, изло­жен­ных Ливи­ем, варьи­ру­ет­ся в зави­си­мо­сти от источ­ни­ков, по отно­ше­нию к кото­рым он не все­гда был доста­точ­но кри­ти­чен. Вер­ный тра­ди­ции всей антич­ной исто­рио­гра­фии, Ливий вос­при­ни­мал свой труд преж­де все­го как лите­ра­тур­ное про­из­веде­ние с явст­вен­но выра­жен­ны­ми пат­рио­ти­че­ски­ми тен­ден­ци­я­ми. Глав­ной его целью было опи­са­ние вели­чия древ­не­го Рима, чтобы ярче пока­зать его упа­док. Он пытал­ся най­ти в минув­ших веках образ­цы для под­ра­жа­ния, а так­же людей и ситу­а­ции, бла­го­да­ря кото­рым Рим обрел свою мощь; упус­кал из виду дале­ко иду­щие послед­ст­вия рим­ской импе­ри­а­ли­сти­че­ской поли­ти­ки, граж­дан­ских войн, круп­ных обще­ст­вен­ных пере­во­ротов. Зато он верил в нрав­ст­вен­ные цен­но­сти и имен­но в них видел залог воз­рож­де­ния Рима. Со сво­им про­из­веде­ни­ем он, таким обра­зом, при­мкнул к общим стрем­ле­ни­ям, вдох­нов­ляв­шим эпо­ху Авгу­ста. Ибо Август желал оздо­ро­вить рим­ское обще­ство, демо­ра­ли­зо­ван­ное дол­ги­ми граж­дан­ски­ми вой­на­ми пред­ше­ст­ву­ю­щих эпох, и для дости­же­ния этой цели годи­лись самые раз­но­об­раз­ные сред­ства, сре­ди про­че­го и лите­ра­ту­ра. Все это долж­но было при­ве­сти Ливия к иде­а­ли­за­ции рим­ско­го про­шло­го. Глав­ным геро­ем его про­из­веде­ния стал po­pu­lus Ro­ma­nus (рим­ский народ). Обще­ст­вен­но-поли­ти­че­скую борь­бу меж­ду пат­ри­ци­я­ми и пле­бе­я­ми Ливий опи­сал с точ­ки зре­ния ари­сто­кра­та. Он вос­при­ни­мал рим­скую исто­рию изо­ли­ро­ван­но от исто­рии дру­гих наро­дов, осо­бен­но ита­лий­ских пле­мен, что явля­ет­ся несо­мнен­ным недо­стат­ком это­го сочи­не­ния. Испо­ве­дуя взгляды сто­и­ков, Ливий верил в про­ди­гии, то есть чудес­ные явле­ния, и в фатум. В исто­рии его преж­де все­го инте­ре­со­ва­ли выдаю­щи­е­ся еди­ни­цы. Он харак­те­ри­зо­вал сво­их геро­ев через их дей­ст­вия, но чаще — через их речи. Эти речи Ливий отде­лы­вал чрез­вы­чай­но тща­тель­но, и их пре­крас­ная фор­ма явля­ет­ся исклю­чи­тель­но его заслу­гой. В сохра­нив­ших­ся кни­гах мы нахо­дим око­ло 400 речей. Талант рас­сказ­чи­ка Ливия и его уме­ние дра­ма­ти­че­ски пред­ста­вить собы­тия поз­во­ли­ли ему создать пол­ный жиз­ни образ про­шло­го, хотя бы и не все­гда согла­су­ю­щий­ся с исто­ри­че­ски­ми доку­мен­та­ми. Стиль Ливия явля­ет­ся при­ме­ром вели­ко­леп­ной про­зы, при­бли­жаю­щей­ся к уров­ню Цице­ро­на; при­сут­ст­ву­ют так­же чер­ты поэ­ти­че­ско­го сти­ля. Хро­но­ло­ги­че­ски он пред­став­ля­ет собой про­ме­жу­точ­ный этап меж­ду клас­си­че­ским сти­лем и так назы­вае­мой латы­нью сереб­ря­но­го века Импе­рии. Ливий быст­ро добил­ся сла­вы. С ува­же­ни­ем гово­рят о нем такие писа­те­ли, как Сене­ка Стар­ший, Сене­ка Фило­соф, Квин­ти­ли­ан и Тацит. Про­из­веде­ние Ливия исполь­зо­ва­ли Вале­рий Мак­сим, Анней Флор, Лукан и Силий Ита­лик.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА