ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар; Titus Lucretius Carus, ок. 97—55 гг. до н. э., римский философ и поэт. О происхождении и жизни Лукреция известно не многое, а оставленные древними биографические данные очень близки к легенде. Относительно точна только дата смерти, а также достоверно то, что в 54 г. поэма Лукреция находилась у Цицерона, который впоследствии ее издал. Все другие сведения о жизни Лукреция, особенно упоминания о любовном напитке, который вызывал помрачение разума и приводил к самоубийству, следует причислить скорее к легендам. Из сохранившегося произведения Лукреция вытекает также то, что автор был ревностным сторонником учения Эпикура, которое хотел распространить в Риме. Дидактический эпос О природе вещей (De rerum natura) в 6 книгах Лукреций посвятил некоему Гаю Меммию, претору 58 г. Это посвящение (после обращения к Венере, которая особо почиталась в семействе Меммиев) не оказало большого влияния на художественную форму поэмы. Однако несколько неожиданно посвящение поэмы Лукреция человеку, который презирал латинскую литературу и, как это следует из корреспонденции Цицерона, если что-то и признавал в эпикуреизме, то ошибочно воспринятую теорию удовольствия. Произведение Лукреция было издано Цицероном в том виде, в каком попало в его руки. Это, несомненно, говорит в пользу самого Цицерона, который, как известно, был противником эпикурейского учения. Поэма Лукреция не излагает всей философской системы эпикуреизма, однако это вовсе не свидетельствует о том, что автор не закончил произведения. Ибо Лукреций написал поэму не в силу отвлеченного познавательного интереса, но чтобы избавить людей от страха перед богами и боязни смерти. Аргументируя тезисы о том, что боги не вмешиваются в судьбы мира и не интересуются делами людей, а также о том, что душа смертна и погибает вместе с телом, Лукреций мог и вовсе миновать систему Эпикура и ограничиться лекцией по физике, которая механистически объясняла все, что происходит на свете. Учение Эпикура Лукреций знал по греческим источникам; маловероятно, чтобы он непосредственно использовал фундаментальный труд по физике О природе в 37 книгах, скорее он удовольствовался изучением выдержек и сокращений, которые поздние эпикурейцы составляли для школьных нужд. В 6 книгах поэмы Лукреций описал эпикурейское видение мира и концепцию счастливой жизни: в кн. 1 он изложил учение об атомах и пустоте, в кн. 2 — о форме и движении атомов, в кн. 3 — учение о душе, в кн. 4 — теорию познания, в кн. 5 — космологию, в кн. 6 — метеорологию (о молниях, громе, тучах, дожде, о землетрясении, извержении Этны и т. д.). К самым поэтически удачным частям поэмы Лукреция принадлежат вступления к отдельным книгам; искуснее всего построено вступление к кн. 1, содержащее обращение к Венере, посвящение Меммию, похвалу Эпикуру, боровшемуся с пережитками народных верований (жертвоприношение Ифигении), и предостережение против жрецов; восхвалению Эпикура и его учения посвящены вступления к кн. 3, 5 и 6; во вступлении к кн. 2 говорится о богатстве мудрого и о нищете глупцов. Блистательно в литературном отношении выполнены также описания развития культуры в кн. 5 и эпидемии в Афинах в кн. 6 (замыкающее поэму). Язык Лукреция сильно архаизован, то же относится и к стилю (среди прочего многочисленные аллитерации); дактилический гекзаметр Лукреция более плавный, чем у Энния или Луцилия, но ему далеко еще до той изысканности, которая достигается только в поэзии августианской эпохи (Вергилий). Определенные стилистические ошибки и формальные недочеты в значительной мере проистекают от отсутствия сформировавшейся латинской философской терминологии и из общих возможностей научного стиля. Встречающиеся в поэме повторения являются отражением дидактических тенденций у Лукреция. Интерес к поэме Лукреция в Риме был довольно велик, в основном в кругах людей образованных; во второй половине I в. Валерий Проб подготовил комментированное издание текста. Эпикуреизм привлек внимание Вергилия и Горация. Даже противники эпикуреизма, такие как Цицерон, Сенека Философ, Марк Аврелий, Августин, высказывались о Лукрецию с уважением. Для христианских писателей, особенно ранних, Лукреций был союзником в опровержении языческой веры, хотя они часто опровергали его механическую картину мира. Несмотря на это, многие объяснения Лукреция прочно вошли в сокровищницу христианских знаний, мы находим их у Исидора Севильского. Эпоха Возрождения восхищалась прежде всего поэтическим творчеством Лукреция. Глубокий интерес к эпикурейской доктрине Лукреция вызвала в первой половине XVII в. работа П. Гассенди. Энтузиазм рационалистов эпохи Просвещения по отношению к эпикуреизму Лукреция стал причиной того, что довольно рано проявились и враждебные ему тенденции, родившиеся на почве реакции. Это направление открыл своим Антилукрецием кардинал М. де Полиньяк.