Античные писатели

ЛИКОФРОН; Ly­koph­ron, из Хал­киды на Эвбее, пер­вая поло­ви­на III в. до н. э., гре­че­ский поэт. В Алек­сан­дрий­ской биб­лио­те­ке он состав­лял ката­лог гре­че­ских комедио­гра­фов, пло­дом это­го труда яви­лось про­из­веде­ние О комедии (Pe­ri ko­mo­dias). Ликофрон был авто­ром мно­го­чис­лен­ных тра­гедий (см. Тра­ги­че­ская Пле­яда), от кото­рых сохра­ни­лась лишь пара назва­ний и один незна­чи­тель­ный фраг­мент, и сати­ро­вой дра­мы Менедем, сохра­нив­шей­ся фраг­мен­тар­но. Целью напи­са­ния про­из­веде­ния было вос­хва­ле­ние фило­со­фа Менеде­ма, учи­те­ля и дру­га Ликофро­на, хотя в опи­са­нии его пира хва­та­ет и шуток в его адрес. Цели­ком сохра­ни­лось про­из­веде­ние под загла­ви­ем Алек­сандра (дру­гое имя про­ро­чи­цы Кас­сан­дры). Это насчи­ты­ваю­щий 1474 ямби­че­ских сти­ха дра­ма­ти­че­ский моно­лог, про­из­но­си­мый стра­жем, охра­ня­ю­щим заклю­чен­ную в узи­ли­ще Кас­сан­дру, в кото­ром он изла­га­ет ее отцу, царю Трои При­аму, содер­жа­ние ее про­ро­честв. Моно­лог этот име­ет харак­тер рас­ши­рен­ной речи послан­ни­ка из тра­гедии. Он делит­ся на 4 части. После про­ло­га, в кото­ром гово­рит­ся о похи­ще­нии Еле­ны, войне и паде­нии Трои, сле­ду­ет часть о невзго­дах гре­ков, кото­рые не вер­ну­лись в свои дома, затем опи­са­ние стра­да­ний тех, кто сумел воз­вра­тить­ся. В послед­ней части поэт рас­ска­зы­ва­ет о веч­ной враж­де меж­ду Ази­ей и Евро­пой. Поэ­ма напи­са­на в типич­ной алек­сан­дрий­ской мане­ре, испол­не­на уче­но­сти. Содер­жа­ние ее эпи­че­ское, почерп­ну­тое из извест­ных мифов и мест­ных пре­да­ний, с осо­бым вни­ма­ни­ем к Ита­лии и Вели­кой Гре­ции (сре­ди про­че­го осно­ва­ние Рима Эне­ем или его потом­ка­ми), в то вре­мя как инто­на­ция и спо­со­бы выска­зы­ва­ния при­да­ют поэ­ме пате­ти­ко-лири­че­ский харак­тер. Язык изоби­лу­ет ред­ки­ми сло­ва­ми, часто встре­чаю­щи­ми­ся толь­ко у Ликофро­на. Стиль умыш­лен­но туман­ный, пол­ный аллю­зий, стра­ны обо­зна­че­ны мало­из­вест­ны­ми мест­ны­ми назва­ни­я­ми гор, рек, а осо­бен­но часто опи­сы­ва­ют­ся при помо­щи вымыш­лен­ных эпи­те­тов. Вме­сто пря­мых выра­же­ний исполь­зу­ют­ся эвфе­миз­мы. Все это, а так­же неустан­ная пого­ня за неиз­вест­ны­ми и чуж­ды­ми сюже­та­ми, при­ве­ло к тому, что все про­из­веде­ние явля­ет­ся одной боль­шой загад­кой, пред­на­зна­чен­ной для чте­ния в узком кру­гу исклю­чи­тель­ных зна­то­ков и уче­ных поэтов с опре­де­лен­ны­ми интел­лек­ту­аль­ны­ми инте­ре­са­ми. Об Алек­сан­дре упо­ми­на­ет Овидий; в I и II вв. н. э. грам­ма­ти­ки про­бо­ва­ли в шко­лах раз­га­ды­вать загад­ки это­го про­из­веде­ния, а наи­боль­шим успе­хом оно поль­зо­ва­лось в визан­тий­скую эпо­ху, о чем свиде­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные схо­лии и ком­мен­та­рии. Сего­дня выдви­га­ют­ся осно­ва­тель­ные аргу­мен­ты в поль­зу созда­ния Алек­сан­дры в пер­вые годы II в. до н. э. (стих 1146, веро­ят­но, гово­рит о победе Рима над Македо­ни­ей, воз­мож­но, о бит­ве под Кинос­ке­фа­ла­ми в 197 г. до н. э., завер­шив­шей II Македон­скую вой­ну). В этом слу­чае сле­ду­ет пред­по­ло­жить, что Алек­сан­дру напи­сал дру­гой Ликофрон, жив­ший на рубе­же III и II вв. до н. э.

См. также:
ЛИКОФРОН (Словарь античности)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА