Античные писатели

МЕЦЕНАТ, Гай Циль­ний; Mae­ce­nas, Gai­us Cil­nius, 70—8 гг. до н. э., рим­ский государ­ст­вен­ный дея­тель и писа­тель. Про­ис­хо­дил из ари­сто­кра­ти­че­ско­го этрус­ско­го рода из Арре­ция (совр. Арец­цо), хотя семья отца уже несколь­ко поко­ле­ний под­ряд жила в Риме и при­над­ле­жа­ла к всад­ни­че­ско­му сосло­вию. Он рано ока­зал­ся в бли­жай­шем окру­же­нии Авгу­ста, стал его совет­ни­ком и пове­рен­ным. В поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти выка­зал под­лин­ный талант и энер­гию. Умер после дол­гой болез­ни, заве­щав свое огром­ное состо­я­ние Авгу­сту. Меце­нат зани­мал­ся так­же лите­ра­ту­рой. Он напи­сал диа­ло­ги, сре­ди них Про­ме­тей (фр.), авто­био­гра­фию О раз­ви­тии тела (De cul­tu suo; фр.), в кото­рой высту­па­ют Вер­ги­лий, Гора­ций и Мес­са­ла, Похва­лу Окта­вии (In Oc­ta­viam; фр.) Созда­вал так­же сти­хи по фор­ме и тема­ти­ке ори­ен­ти­ро­ван­ные на Катул­ла. Язык и стиль Меце­на­та пора­жа­ли совре­мен­ни­ков (Авгу­ста) и после­дую­щие поко­ле­ния (Сене­ку Фило­со­фа) неот­чет­ли­во­стью и небреж­но­стью, нео­ло­гиз­ма­ми, черес­чур сме­лы­ми пере­но­са­ми. Но гораздо зна­чи­тель­нее соб­ст­вен­но­го твор­че­ства Меце­на­та была та все­сто­рон­няя под­держ­ка, кото­рую он ока­зы­вал соби­рав­шим­ся вокруг него моло­дым талан­там. К его окру­же­нию при­над­ле­жа­ли: Вер­ги­лий, Гора­ций, Про­пер­ций, Варий Руф, Эми­лий Макр. В этом кру­гу пари­ла доб­ро­же­ла­тель­ная дру­же­ская атмо­сфе­ра, рож­дав­ша­я­ся из ува­же­ния инди­виду­аль­ных вку­сов и лич­ной неза­ви­си­мо­сти, хотя и не исклю­че­но, что неко­то­рые про­из­веде­ния созда­ва­лись так­же по жела­нию Меце­на­та. Имя Меце­на­та ста­ло для потом­ков сино­ни­мом защит­ни­ка и покро­ви­те­ля, в осо­бен­но­сти покро­ви­те­ля вся­ко­го рода арти­стов и тру­же­ни­ков пера.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • ДОССЕНН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА